Часть полного текста документа: РОЛЬ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ В ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ План Введение 3 1. Субъектные свойства педагога. 4 1.1.Общепедагогический подход. 4 1.2.Структурное представление субъектных свойств педагога. 4 2. Функции педагога. 6 3. Субъектная структура педагога. 8 3.1. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога. 8 3.2. Способности в структуре субъекта педагогической деятельности. 8 3.3.Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности. 10 4.Мастерство педагога. 13 Заключение 15 Список использованной литературы 16 Введение. Профессия Учителя, Педагога, как и профессия врача, - одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. Педагог - это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизация в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью Школы - Учителя. В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывает несколько десятков тысяч, профессия Учителя (Педагога) остаётся неизменной, хотя её содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются. Выступая как индивидуальный субъект педагогической деятельности, педагог в то же время представляет собой общественный субъект - носитель общественных знаний и ценностей. В силу этого в субъектной характеристике педагога всегда соединяются аксиологическая (ценностная) и когнитивная (знаниевая) плоскости. При этом вторая включает также два плана: общекультурные и предметно-профессиональные знания. Являясь индивидуальным субъектом, педагог всегда представляет собой личность во всём многообразии индивидуально-психологических, поведенческих и коммуникативных качеств. 1. Субъектные свойства преподавателя. 1.1.Общепедагогический подход. Ещё в начале ХХ века П.Ф.Каптерев определил основные свойства педагога: "научная подготовка учителя" и "личный учительский талант". "Первое свойство заключается в степени знания учителем преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом - в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой учителю приходится иметь дело" (Каптерев П.Ф.). Второе включает педагогический такт, педагогическую самостоятельность и педагогическое искусство. Наряду со специальными учительскими свойствами, которые были отнесены к "умственным", П.Ф.Каптерев отметил и необходимые личностные нравственно-волевые свойства учителя, к которым были отнесены беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость, добросовестность, стойкость, выдержка, справедливость, подлинная любовь к детям. СВОЙСТВА УЧИТЕЛЯ Специальные Личностные Объективные Субъективные (нравственно- (научная подготовка (личный учительский волевые качества) учителя) талант) 1.2. ............ |