А. И. Бондарчук (Белгород)
В статье рассматриваются вопросы философского, психологического и педагогического представления русского народа о духовности, труде и здоровом образе жизни, возможностях использования народной педагогической культуры в процессе воспитания
Современное российское общество всё больше осознаёт ответственность за социальное, психологическое и экологическое благополучие – не только своё, но и последующих поколений. Сегодня мы реально столкнулись с очень сложной ситуацией, которая требует дифференцированного исследования и осмысления. Поэтому здоровье народа – это социальнопедагогическая проблема. В её решении, связанном с повышением качества здоровья народа, должны участвовать не только педагоги, но и врачи, психологи, философы, социологи, практические работники в сфере физической культуры. Современная жизнь требует создания и реализации принятой в мировом сообществе гуманистической, личностно и социально ориентированной, развивающей парадигмы образовательной политики. Данное положение объясняется многими причинами, в том числе и ситуацией, которая сложилась к настоящему времени в системе научных знаний. Кроме того, необходимо учитывать также, что современная социокультурная ситуация порождает новые тенденции развития образования – уменьшение роли формального образования и усиление образовательного воздействия жизненного окружения. При этом конкурентоспособность системы образования может быть обеспечена только при условии её национального своеобразия, фундаментальности, преемственности и духовнонравственной направленности.
Сегодня одной из главных для каждого человека является проблема самоопределения. Формирование гражданского сознания человека, осознающего себя полноправным и ответственным гражданином России, возможно только в том случае, если происходит самоидентификация, укоренение личности в культуре своего народа, имеется чувство органичной сопричастности к социокультурным традициям предшествующих поколений, их нравственному самосознанию. При этом необходимо учитывать, что наше общество вступило в "посттрадиционную эпоху" (Э. Гидденс) позже, чем страны Запада [2]. Е. В. Кармазина, опираясь на работы этого автора, показывает, какие новые черты приобрела проблема самоопределения (самоидентификации) в посттрадиционном обществе по сравнению с традиционным: "В традиционном (домодерном) обществе сама проблема персональной идентичности отсутствует в силу непроблематичности и непротиворечивости социальной системы.... Когда социальные обстоятельства перестают жёстко детерминировать самосознание и поведение личности, тогда они начинают провоцировать личный выбор и личное решение" [3, с. 200– 202]. Современному человеку приходится самоопределяться в мире, "утратившем свою одномерность», и перед ним стоит проблема «собирания целостного Я из многообразного и противоречивого внешневнутреннего субъективного материала» [3, с. 203]. Таким образом, школа должна пересмотреть подходы к формированию личности человека, его самоопределению (самоидентификации) в процессе обучения.
Подготовка подрастающих поколений к самостоятельной трудовой и семейной жизни – традиционная воспитательная задача, стоящая перед семьёй, школой и обществом. Вопрос о подготовке молодёжи к жизни – в конечном счёте, вопрос о воспроизводстве и дальнейшем развитии культуры, понимаемый в широком значении слова как совокупность достижений во всех областях – материальном и духовном производстве, социальном устройстве. ............