В законе Украины "Об образовании " и в Национальной доктрине развития образования Украины в ХХІ веке отмечается, что одним из приоритетных направлений реформирования образования есть воспитание всесторонне развитой, творческой личности, становления ее творческого потенциала, развитие национального сознания и духовного богатства молодого поколения. Достижению этих задач будет способствовать переориентация творческих наклонностей, способностей, умений и навыков. Современная школа должна обеспечить образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его наклонностей, интересов, возможностей, чтобы способствовать прежде воспитанию общечеловеческих ценностей личности (доброты, милосердия, толерантности и т. п.), стимулирования ее внутренних сил и саморазвития и самовоспитания, формирование яркой, самобытной индивидуальности, как отмечает А. В. Сухомлинская [5, 137].
Направленность на личностно ориентированный подход к образованию обусловливает потребность в использовании универсальных возможностей искусства в процессах формирования творческой личности с глубоким духовно целостным миром и высокими моральными качествами человека из сферы культуры, способной к сочувствию, сопереживанию. Поэтому есть острая потребность в высокопрофессиональной подготовке и деятельности учителей музыки, готовых к самостоятельной творческого поиска, организации художественно-эстетического процесса в общеобразовательных и педагогических учебных заведениях на принципиально новых основаниях. Ведь, как сказал Уильям Артур Уорд: "Посредственный учитель излагает, хороший учитель объясняет, выдающийся учитель показывает, великий учитель вдохновляет.
Одним из важных вопросов, который требует первоочередного решения, является развитие творческой активности учителей музыки как выявление стремления к постоянному самосовершенствованию, поиску новых самостоятельных педагогических решений и способности к труду в нестандартных ситуациях. Во время нашего исследования мы учитывали научные доработки, освещающие проблемы творческой активности (Ю. К. Бабанский, В. А. Кан-Калик, С. А. Сысоева, Н. Д. Никандров и другие), музыкально-психологический аспект педагогической деятельности (А. Г. Костюк, Б. М. Теплов, Т. Ф. Цигульська, С. И. Науменко и другие), теоретико-методические аспекты (Г. М. Падалка, А. Я. Ростовский, О. П. Рудницкая , А. И. Ковалев и другие).
Анализ состояния музыкально-педагогической практики учителей музыки, обработки научных и творческих источников позволили выявить противоречие между социальной потребностью в творческой активности учителей музыки и недостаточным уровнем их профессиональной подготовки и готовности к различным видам музыкальной и музыкально-педагогического творчества в последипломный период обучения. Актуальность и важность этой проблемы, ее общественно-педагогическое значение предопределяют необходимость научного обоснования сущности понятия "творческая активность учителей музыки", определение ее специфики, поскольку эта деятельность влияет на развитие механизма творчества педагогов, достижения успешного высококачественного результата музыкальной и музыкально-педагогического творчества.
Анализ и обобщение научной литературы позволили установить, что методология и определения понятия творческой активности учителя музыки основывается на философских концепциях творчества, выводах психолого-педагогической науки, раскрывающие общие закономерности творческого феномена, а также учитывает специфику музыкально-педагогической деятельности, связанной с музыкально -образным компонентом. ............