Часть полного текста документа:В.А. Сухомлинский об учении Москва 2007 г. Московский Государственный Областной Университет Вступление В моем докладе поместилась лишь очень малая часть всего написанного Василием Александровичем Сухомлинским. Ежедневно вставал он в 4-5 утра, покидал квартиру, входил в свой маленький кабинет директора и работал до восьми часов - обдумывал свои книги и статьи, писал их четким, мелким, неторопливым почерком... В 8 утра он открывал дверь кабинета в противоположенной стене и выходил прямо в школьный коридор, навстречу к детям. Сухомлинский писал двадцать лет. Сначала это были статьи в педагогической периодике. В 1956 году вышла первая большая книга: "Воспитание коллективизма у школьников". Затем выходят книги: "Педагогический коллектив средней школы", "Воспитание коммунистического отношения к труду", "Воспитание советского патриотизма". В 1961 году в Москве вышла книга Сухомлинского "Духовный мир школьника". Здесь впервые были сформулированы общие взгляды Сухомлинского на воспитание. Если бы Сухомлинский уже в начале своей литературной деятельности составил план на жизнь, то вряд ли он смог бы сделать его более четким и последовательным, чем получилось на самом деле. Изумительная неспешность и основательность. Постепенное нарастание накала страсти. С каждой книгой, с каждой статьей Сухомлинский все дальше выходит на те просторы публикации, на которых педагогика перерастает узкоспециальные интересы и становится глубоким размышлением о жизни и человеке. И чем больше читаешь Сухомлинского, тем глубже понимаешь, что все его книги и статьи объединяет мысль: для гармонического воспитания и развития человека необходимо пользоваться разумно отобранными гармоничными средствами. Учение "Я верю в могучую силу коммунистического воспитания... - пишет Сухомлинский. - Верю в то, что счастье и наслаждение для человека в полной мере откроются в духовной полноте и насыщенной жизни, в идейном богатстве стремлений, порывов, в познании красоты и величия бытия... ". Эти мысли Сухомлинского заставляют нас задуматься о его главной мысли - о полноте счастья ребенка. Духовную полноту и насыщенность жизни может дать только широкое, разностороннее образование, пытливость познания мира, активное стремление к знанию, радость знания. По мнению Сухомлинского, ребенок не может быть счастлив, если ему в школе плохо или скучно, если он не чувствует себя достаточно способным, чтобы овладеть школьной наукой. Сделать ребенка счастливым - значит, прежде всего, помочь ему учиться. Но прежде вернемся к осени 1947 года, когда 29-летний педагог, уже имеющий опыт административной работы, занял маленький директорский кабинет Павлышской средней школы. Опыт опытом, но открытия ему приходилось делать на каждом шагу. "Я чувствовал себя как в потемках: педагогический процесс, по существу, проходит стихийно, а я посещаю уроки лишь для того, чтобы что-нибудь делать", - напишет он позже. Он ходит с урока на урок. Два урока в день - непреложный закон. Слушает учителя: тот старается облегчить работу учеников, "создать впечатление, что в учебном материале нет ничего сложного, все можно усвоить легко, без напряжения". Изо дня в день Сухомлинский слушает ответы учеников... ............ |