Часть полного текста документа:Теория ключевой двигательной компетенции Доцент Д.А. Завьялов, Институт спортивных единоборств им. И. Ярыгина Красноярского государственного педагогического университета, Красноярск Потребности практики стремительно меняющейся социальной жизни и производства требуют формирования системы привития обучаемым не просто знаний и умений, а умений, проявляемых в конкретных жизненных ситуациях [4, 7, 10, 15]. В связи с этим в последние годы основной в образовании становится идея формирования ключевых компетенций, например коммуникативной компетенции [6, 9, 12, 24], языковой компетенции [8, 16, 21], интегральное развитие компетентности [2, 11, 19, 27]. Принятие компетенции как основы для формирования учебного, учебно-тренировочного планов образовательного учреждения, спортивной школы и определения содержания учебных и учебно-тренировочных программ вызывает глобальную проблему обоснования перечня объективно необходимых компетенций [3, 5, 13, 14, 17, 18, 22, 23, 25, 29]. Компетенция не может быть определена через некоторую сумму знаний и умений, так как значительную роль в ее проявлении играют обстоятельства. Быть компетентным - значит уметь в данной ситуации мобилизовать полученные знания и опыт. Непроявленная компетенция - не компетенция, а самое большее - скрытая возможность. Таким образом, компетенции не сводятся ни к знаниям, ни к умениям. Часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих реализовать их соответствующим образом в нужный момент. В условиях перестройки системы образования, продолжающегося процесса ее стабилизации не представляется возможным дать точное определение перечня ключевых компетенций. Поэтому мы можем говорить о некоторой совокупности компетенций, особо актуальных для становления общества [3, 28]. Создание новой теории требует составления понятийного аппарата и соответствующих определений. Используя толковые словари, раскроем следующие понятия. Ключевой - открывающий возможности овладения, управление чем-нибудь [20]. Двигательный - приводящий что-либо в движение [20]. Компетенция - круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен [26]. Компетентный - знающий, сведущий в определенной области [26]. Если мы объединим термины "ключевой" и "компетентный", то получим новый термин - "ключевая компетентность". Ключевая компетентность - это осведомленность, открывающая возможность овладения управлением чем-либо при наличии знаний в определенной области. Теперь сгруппируем термины "ключевой", "двигательный", "компетенция" и "компетентный", которые в совокупности можно последовательно расшифровать следующим образом: 1) по терминам "ключевой" и "двигательный" - "дающий возможность управления чем-либо", в данном случае - двигательными действиями; 2) по термину "компетенция" добавляем - "это управление двигательными действиями по тем двигательным задачам, пути решения которых нам хорошо известны"; 3) по термину "компетентный" завершаем - "это управление двигательными действиями по тем двигательным задачам, пути решения которых в данной области нам хорошо известны (например, различные виды спорта)". Теперь мы можем дать общее определение нового термина: "Ключевая двигательная компетенция - это управление двигательными действиями по двигательным задачам, пути решения которых в определенной двигательной области исполнителю хорошо известны ". ............ |