Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО "Шуйский государственный педагогический
университет"
Кафедра романо-германских языков и методики обучения
Курсовая работа
Роль культурной среды школы в формировании межкультурной компетенции учащихся
Выполнила:
студентка 4 курса 1 группы ИФФ
Бойцова Т.А.
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук
Ефремов А.А.
Шуя 2008
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Формирование межкультурной компетенции средствами иностранного языка 1.1 Формирование межкультурной компетенции как цель языкового образования 1.2 Диалогический подход к формированию межкультурной компетенции на занятиях по иностранному языку ГЛАВА 2.Роль культурной среды школы в процессе формирования межкультурной компетенции школьников 2.1 Структура и функции культурной среды школы 2.2 Методический потенциал культурной среды школы в формировании межкультурной компетенции учащихся ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
межкультурный компетенция иностранный язык диалогический
В современной педагогике образование все больше понимается не просто как часть культуры, а как центральная ее часть. Стержневая роль образования в культуре очевидна, если представлять образование как устойчивый и стабильный процесс передачи культурных ценностей и культурного опыта от старшего поколения младшему. Новая гуманистическая парадигма образования представляет его как культуроформирующий и культуроразвивающий процесс (В.П.Бедерханова [9], Е.В. Бондаревская [13-16], О.С. Газман [21], И.С.Якиманская [66]). Этот процесс более не представляется как некая линия, по которой учащийся должен нормативно двигаться, как это подразумевалось в традиционной парадигме образования. Гуманистическая парадигма предполагает право каждого обучающегося на личную траекторию образования, неразрывно связанную с духовным и культурным становлением личности [16]. Это сложный многоуровневый процесс, в течение которого создаются, меняются, понимаются, отвергаются и аккумулируются духовные ценности. Самоидентификация личности в культурном пространстве не сводится только лишь к освоению культурных ценностей, а представляет сложный процесс становления личности и преобразования характера человеческого бытия. В связи с этим, процесс осознания собственного "я" в культуре как часть образовательного процесса в целом связан не только с общей подготовкой школьников, но и с уровнем их межкультурной компетенции. Ведущую роль при этом играет культурный компонент образовательного пространства учебного заведения, который можно обозначить как самостоятельную культурную среду последнего. Культурная среда привлекает к себе в последнее время пристальное внимание исследователей, однако в практическом плане роль культурной среды недооценивается.
Однако, культурная среда, соответствующая ценностям мультикультурного образования, отражает культурный плюрализм современного мира, а также является предпосылкой для формирования нравственных ценностей ее субъектов таких как, толерантность, патриотизм и гражданская ответственность, культурная сензитивность, способность и готовность к межкультурному взаимодействию, осознание себя частью национальной и иноязычной культур. ............