Часть полного текста документа:Талмуд Иудейский канон составляют Танах, ветхозаветная часть Библии, которая была написана и составлена до появления христианства, и Талмуд. Поскольку подробная характеристика книги Танах дается в статье "Библия", здесь основное внимание уделяется Талмуду. Талмуд (от древнееврейского ла-мейд - учение) представляет собой многотомный сборник еврейской религиозной литературы, сложившейся в течение многих веков - с IV в. до н. э. по IV в. н. э Столетиями первоначальное содержание Талмуда передавалось от поколения к поколению изустно Поэтому в отличие от Ветхого завета, который назывался писаным законом, Талмуд назывался устным законом В основе талмудического творчества был Танах, в особенности первая его часть - Пятикнижие, или Тора. Приспосабливая Библию к историческим обстоятельствам, талмудисты разработали множество правил, постановлений и запретов, рассчитанных на усиление национальной замкнутости и религиозной обособленности еврейских народных масс. Талмудическая литература - это нагромождение искусственно соединенных дискуссий иудейского духовенства о культе, богословских рассуждений о догматике, поучений по вопросам морали, религиозных предписаний, законов, касающихся судопроизводства уголовных и гражданских дел, элементарных сведений по медицине, математике, географии, притч и пословиц, сказок, легенд, мифов, басен и т. п. Уже в IV в. до н. э. появились книжники, которые занимались толкованием "Моисеева закона"; они и положили начало той работе, плоды которой впоследствии стали известны под названием Талмуда. Книжники стремились толкованием Торы соорудить "ограду вокруг закона", т. е. максимально изолировать еврейские массы от влияния греческой культуры. Вокруг вопроса "еврейской обособленности" во II в. до н. э., когда Иудея находилась в руках Маккавеев, возник острый спор между саддукеями и фарисеями - двумя религиозно-партийными группировками. Саддукеи, состоявшие из аристократической земледельческой знати и жрецов, придерживались буквального смысла "Моисеева закона". Фарисеи, состоявшие из ремесленников, торговцев, низших служителей культа, наоборот, стремились "усовершенствовать" иудейскую религию. Расширенное устное толкование библейских законоположений, возникшее в разгар борьбы между религиозно-политическими группировками древних евреев, впервые было собрано и отредактировано в 210 г. н. э. Иегудой-га-наси и получило название Мишны (повторение закона). Мишна разделена на 63 трактата, сгруппированных в шесть отделов. I отдел - Зераим (посевы) включает в себя 11 трактатов (Берахот - славословия, Пеа - край, Киллаим - разнородное и др.), рассматривающих постановления, молитвы и законы, имеющие отношение главным образом к земледелию. II отдел - Моэд (праздники) содержит 12 трактатов (Шаббат - суббота, Песахим - пасха, Рош-гашана - Новый год и др.) и регламентирует поведение иудеев в дни религиозных праздников. III отдел - Нашим (жены) содержит 7 трактатов (Кетубот - брачные договоры, Гиттин - разводное письмо и др.), излагающих законы, посвященные браку и семье. IV отдел - Незикин (повреждения) содержит 10 трактатов (Баба Кама - первые ворота, Баба Медиа - средние ворота, Баба Батра - последние ворота, Маккот - удары и др.), посвященных вопросам гражданского и уголовного права. ............ |