Трактат Аристотеля "О возникновении и уничтожении" входит в его труд под названием "Физика". Этот трактат относительно небольшой, состоит из двух книг. Аристотель связывал возникновение и уничтожение с движением. Но в дальнейшем доказывается, что возникновение и уничтожение не есть движение, будучи переходом из несубстрата в субстрат или соответственно из субстрата в несубстрат, в то время как всякое движение есть переход из субстрата в субстрат. Проблема возникновения и уничтожения представлялась Аристотелю исключительно важной; ведь, по сути дела, это была основная проблема, занимавшая всех физиков того времени, и, видимо, поэтому Аристотель считал нужным посвятить ей отдельный курс лекций.
Как и в других случаях, Аристотель начинает изложение с рассмотрения точек зрения других философов и физиков. Своих предшественников он делит на две группы: к первой группе относятся физики, утверждающие, что возникновение есть изменение единого первовещества, из которого произошло все остальное; представители же второй группы трактуют возникновение и уничтожение как смешение и разделение многих первоэлементов. Коротко коснувшись воззрений Анаксагора и Эмпедокла и отметив непоследовательности и противоречия, обнаруживаемые в их высказываниях, Аристотель переходит к детальному анализу атомистической теории возникновения и уничтожения. При этом он не скупится на комплименты по адресу Демокрита, отмечая, что все прочие философы касались рассматриваемой проблемы лишь поверхностно, Демокрит же, по-видимому, размышлял обо всем, выгодно отличаясь от других способом своих рассуждений. Далее следует обстоятельное изложение основных положений атомистики. Суть проблемы, по мнению Аристотеля, лежит в Вопросе, могут ли в принципе существовать неделимые величины, или всякое физическое тело безгранично делимо. Сопоставляя аргументы Демокрита с аналогичными высказываниями представителей школы Платона, Аристотель подчеркивает отвлеченный и умозрительный характер рассуждений платоников, в то время как Демокрит, по его словам, пришел к своему учению на основании доводов, взятых из наблюдений за природными явлениями.
Рассмотрение аргументов, приводимых в пользу существования неделимых величин, распадается на две части: в первой Аристотель, по-видимому, пересказывает рассуждения самого Демокрита, во второй же переформулирует эти рассуждения в терминах своей доктрины возможности и действительности. Затем он указывает, что деление любой не прерывной величины (например, отрезка прямой) не может быть осуществлено одновременно во всех точках, поскольку точки в ней не следуют друг за другом и мы не можем указать точку, которую можно было бы считать соседней по отношению к данной, т.е. Аристотель затрагивает здесь проблему непрерывности. Иначе говоря, Аристотель подходит к оценке атомистики с позиций математической науки, оставляя пока в стороне вопрос о существовании мельчайших единиц вещества, неделимых лишь в чисто физическом смысле. Соединение и разделение действительно имеют место, говорит Аристотель, но не из неделимых и соответственно не на неделимые величины (атомы), а из более мелких долей и на более мелкие доли. Однако такое соединение и разделение еще не определяют собою возникновения и соответственно уничтожения. ............