Школьное образование и педагогические идеи
в России в 1920-1930 гг.
Содержание
Введение
Глава I. Создание и организация новой школы
Глава II. Комсомольские и пионерские организации.
Глава III. Введение новых учебных программ, планов, методов
Глава IV. Идеи советских педагогов 1920-1930-х гг.
Заключение
Литература
Введение Начало ХХ века ознаменовалось совершенным изменением не только жизни, но и сознания людей. Падение царского режима, приход к власти большевиков, провозглашение всеобщего народного равенства - новая страница в истории Российского государства. Вслед за изменением политической системы потребовалось изменение всей культуры народа, а следовательно и системы образования. Огромный личный вклад внесли А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, М.Н. Покровский, П.П. Блонский, А.П. Пинкевич, С.Т. Шацкий, М.М. Пистрак, А.Г. Калашников и другие.
Реформа школы 20-30-х гг. - это начальный и основополагающий период в строительстве системы образования ХХ века, поэтому целью моей работы было выявить, каковы были основные пути преобразования школьной системы 1920-1930-х гг., какие законы и постановления принимало правительство в области культуры и просвещения, как разрабатывались кардинально новые программы обучения и воспитания «советского человека» и применялись на практике, какие ученые-педагоги работали в данный период и в чем заключались их основные идеи.
Глава I. Создание и организация новой школы
После установления в стране советской власти серьезным преобразованиям подверглись все сферы человеческой жизни. Перед педагогами встала задача воспитания нового, «советского» человека…
После Октябрьской революции Российское государство приступило к созданию новой школы.9 ноября 1917 года был подписан декрет об учреждении государственной комиссии по просвещению, которой поручалось дело общего руководства народным просвещением и разработка законопроектов по народному образованию. Наркомом просвещения был назначен А.В. Луначарский (1875-1933). Были поставлены следующие задачи: достижение всеобщей грамотности населения, введение всеобщего и бесплатного обучения, организация учительских институтов. Все управление школами передается Советам рабочих и крестьянских депутатов, при которых создавались районные, городские, областные отделы народного образования и культурно-просветительские комиссии.
Все церковно-приходские, церковно-учительские школы, духовные училища и семинарии, женские епархиальные училища, все другие школы духовного ведомства передаются в ведение Наркомпроса. В январе 1918 года издается декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви.
В 1918 году принято «Положение о единой трудовой школе» и одновременно опубликована «Декларация о единой трудовой школе». Вместо многочисленных типов школ вводилась трудовая школа с разделением на две ступени: I - от 8 до 13 лет (пятилетний курс); II - от 13 до 17 лет (четырехлетний курс). Вводилось бесплатное совместное обучение, запрещалось преподавание религиозных предметов и исполнение религиозных обрядов в школе. Устанавливалась выборность педагогического персонала.
«Декларация» же в свою очередь провозглашала те пути, по которым должна развиваться учебно-воспитательная работа школы: идеи общественно-коллективного воспитания, интернационального воспитания детей, развитие их активности, создание учительских организаций и кружков. ............