Часть полного текста документа:Разноуровневые задания в физическом лабораторном практикуме педагогического вуза Г. В. Жусь, В. К. Мухин В современных условиях педагогические вузы испытывают трудности с набором студентов на физико-математические специальности. В связи с этим в физические лаборатории приходят первокурсники с весьма разным уровнем физико-математической подготовки и начальных экспериментаторских навыков. Кроме того, всегда есть студенты как имеющие, так и не имеющие склонности к экспериментальной работе. Несмотря на это, выпускник физико-математического факультета педагогического вуза непременно должен обладать навыками проведения физического эксперимента. В результате многолетней работы в физических лабораториях авторы пришли к выводу, что, имея "на входе" физического практикума студентов с разным уровнем подготовки, нерационально "на выходе" всех "приводить к общему знаменателю". Вероятно, имеет смысл установить лишь некоторый минимальный, соответствующий образовательному стандарту, зачетный уровень умений и навыков и дать возможность большинству студентов приобрести такой высокий уровень квалификации, какой они способны или считают необходимым иметь. Мы считаем, что для реализации изложенной идеи необходима активизация исследовательской деятельности студентов в процессе выполнения лабораторных работ путем уровневой дифференциации заданий, то есть создание такой ситуации, чтобы максимальное число студентов было заинтересовано и имело возможность повысить уровень своих экспериментаторских умений и навыков. Полагаем, что это можно осуществить путем предложения в каждой лабораторной работе нескольких вариантов (на выбор) заданий разной степени трудности. Наше понимание проблемы многовариантности учебного физического эксперимента имеет следующие особенности. В процессе выполнения лабораторных работ минимальное число студентов будет не удовлетворено тем, что выполняемая работа для них слишком сложна или, наоборот, слишком элементарна. Каждый сможет выбрать себе лабораторное задание в зависимости от своих способностей, желания, возможностей. Можно предположить, что в итоге каждый студент приобретет максимально возможный для себя набор умений и навыков работы в физической лаборатории. Стимулы для выбора максимально сложного варианта: развитие собственных экспериментаторских навыков; личные амбиции; разная степень сложности заключительного контроля (вплоть до полного отсутствия контрольных вопросов при защите работы в самом сложном варианте); учет на экзамене степени сложности выполненных лабораторных работ; оптимизация затрат времени на выполнение и защиту лабораторной работы. Во избежание соблазна заимствования из более простого варианта того, что студент должен сделать сам при выполнении более сложного, предмет исследования в каждом варианте будет свой. Этот пункт также накладывает ограничение на число вариантов, так как количество предметов исследования при почти неизменном оборудовании ограничено. У студентов специальности "физика" лабораторный практикум по общей физике занимает пять семестров. ............ |