Мошкин Владимир Николаевич Алтайская академия экономики и права, г. Барнаул
Калачев Геннадий Анатольевич Барнаульский государственный педагогический университет, г. Барнаул
Лапаева Анна Ивановна Барнаульский государственный педагогический университет, г. Барнаул
В статье на основе результатов теоретического и экспериментального исследования изложены выводы о социально-педагогических, педагогических, воспитательных, дидактических и методических закономерностях воспитания культуры безопасности студентов.
На основе общих положений о закономерностях обучения и воспитания, раскрытых в работах Ю.К. Бабанского, В.И. Андреева, И.Я. Лернера, сформулируем основные аспекты анализа проблемы закономерностей воспитания культуры безопасности студентов.
Исследование воспитательных закономерностей направлено на определение связей объективных, существенных, повторяющихся, необходимых.
Важно выяснить закономерности воспитания культуры безопасности с использованием философских категорий: «взаимодействие», «связь», «единство», «противоречие», «причина», «функционирование», «развитие», «содержание», «форма» и т.д.
Исследование закономерностей воспитания позволит определить существенные характеристики воспитания с применением основных категорий педагогики: «цель воспитания», «содержание воспитания», «средства воспитания», «результаты воспитания», «диагностика в воспитании», «стимулирование в воспитании» и т.д.
Изучение закономерностей воспитания способствует выявлению социально-педагогических, общепедагогических, воспитательных, дидактических и методических закономерностей.
В публикациях по проблемам педагогической валеологии, методике обучения ОБЖ, теории воспитания и обучения проблема закономерностей воспитания культуры безопасности до настоящего времени специально не анализировалась. Е.А. Бабенкова, Э. Антюхин, М. Сулла, Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина, В.И. Дятлова излагают некоторые выводы о принципах обучения БЖД, валеологического воспитания, однако данные принципы не раскрывают специфические закономерности воспитания культуры безопасности. В связи с этим очевидна необходимость продолжения исследования закономерностей воспитания культуры безопасности в педагогическом процессе. На основе проведенного анализа рассмотрим следующие группы педагогических закономерностей: социально-педагогические, педагогические, воспитательные, дидактические и методические.
Социально-педагогические закономерности определим как связи (объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся) воспитания с социальными явлениями и процессами, оказывающими влияние на педагогический процесс. К такого рода связям относятся влияние экономики на цели и содержание воспитания, обратное влияние воспитания на развитие экономики, взаимосвязь политики, религии, идеологии, рекламы, искусства, права и т. д. с воспитанием. Социально-педагогические закономерности влияют на цели, содержание, формы, методы воспитания культуры безопасности. К таким закономерностям относятся следующие взаимосвязи:
Развитие общества, приводящее к изменению содержания вредных и опасных факторов жизнедеятельности человека, обусловливают тенденции изменения целей и содержания воспитания культуры безопасности.
Экологический кризис, разрушение природной среды обусловливает изменения целей и содержания воспитания культуры безопасности.
Военно-техническое развитие общества, приводящее к изменению существующих и появлению новых глобальных факторов риска, влияет на процесс возникновения и изменения целей и содержания воспитания.
Криминализация общества, изменение характера криминальных рисков ведут к изменениями целей и содержания воспитания культуры безопасности.
Изменение характера вредных и опасных факторов на производстве, быту, сфере досуга, спортивной деятельности и искусстве приводит к развитию целей и содержания воспитания культуры безопасности.
Изменения в содержании и формах реализации контркультуры деструктивности обусловливают изменение целей и содержания воспитания культуры безопасности.
Названные частные закономерности являются составляющими более универсальной взаимосвязи, которая является обобщенной социально-педагогической закономерностью. ............