Московский городской психолого-педагогический университет
Факультет психологии образования
Курсовая работа
Психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределение старшеклассников
Москва, 2009г
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты профессионального и личностного самоопределения старшеклассников
1.1 Психологические особенности формирования личности подростка
1.2 Характеристика профессионального и личностного самоопределения в старшем школьном возрасте
2. Содержание, методы и социально-психологические условия профориентационного консультирования старшеклассников
2.1 История становления профориентации
2.1.1 Развитие профориентации в зарубежных странах
2.1.2 Отечественный опыт профориентации
2.2 Профориентация сегодня, проблемы, перспективы
2.3 Психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределения старшеклассников
Заключение
Библиография
Приложение
Введение
Работа посвящена актуальной проблеме профессионального и личностного самоопределения современных старшеклассников.
На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Почему это происходит? Даже несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведений с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего. Наличие образования уже не обеспечивает автоматически профессиональную карьеру, даже просто получение работы. По данным органов управления образованием, значительная часть выпускников школ не имеет сформированных планов профессионального самоопределения и не делает осознанного выбора профессии. Выпускники нередко весьма смутно представляют содержание профессий, потребность в них, путь из освоения, возможности трудоустройства.
Особого внимания в сложившейся ситуации требуют учащиеся старших классов, находящиеся накануне выбора профессии и места учёбы или работы, так как действующие учебные программы не учитывают современных потребностей рынка труда.
Как показывают исследования, учащиеся не получают знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодые люди не готовы конкурировать и быть субъектом на рынке труда.
В настоящее время в системе непрерывного образования отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости.
Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых и не из легких.
Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». ............