Доктор педагогических наук, профессор Г.Д. Бабушкин
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск
Проблема совместимости и срабатываемости в спортивной деятельности - одна из актуальных в психологии спорта и в то же время недостаточно разработанная. Поскольку каждый вид спорта имеет свои специфические особенности, то совместимость и срабатываемость партнеров будут зависеть от конкретных индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей личности спортсмена. Исследования, направленные на выявление критериев совместимости и срабатываемости, проведены лишь в некоторых видах спорта [2, 3, 5, 9, 10]. Из-за отсутствия научно-методических разработок по этой проблеме в спортивной практике комплектование спортивных звеньев, групп, составов зачастую осуществляется тренером интуитивно, без учета психологической совместимости спортсменов. При этом тренеры в основном учитывают уровень спортивной подготовленности спортсменов. Отсюда возникают различные негативные явления в совместно выполняемой спортивной деятельности: непонимание партнера, конфликты, неудовлетворенность действиями партнера, длительное разучивание совместных спортивных упражнений и нестабильность их выполнения [2, 7, 9 и др.]. Так, проведенный нами опрос высококвалифицированных баскетболистов показал, что основная помеха для них в соревнованиях - непонимание при взаимодействии с партнером (70%) и неблагоприятные взаимоотношения (100%). На наш взгляд, подобные явления обусловлены в первую очередь несовместимостью игроков.
Совместимость лежит в основе формирования взаимопонимания, межличностного взаимодействия, взаимоотношений и срабатываемости взаимодействующих спортсменов [1, 2, 5 и др.]. Сочетание личностных характеристик, положительно влияющих на результаты совместной деятельности, определяется как совместимость. Основной компонент совместимости - субъективная удовлетворенность взаимодействующих людей [2, 4 и др.].
Срабатываемость определяется как единство (оптимальность) взаимодействующих людей при выполнении совместной деятельности. В качестве признаков срабатываемости выступают: высокая продуктивность членов группы, точность и согласованность действий, благоприятные межличностные взаимоотношения, надежность коллективной работы, быстрота овладения новыми совместными действиями, стабильность их выполнения [2, 4, 9 и др.].
Психологическая совместимость рассматривается как феномен, включающий межличностные отношения, и предполагает следующее [2]:
1. Комплиментарность потребностей, подразумевающую дополнение к проявлению потребностей. Например, когда один из субъектов проявляет сильное стремление к лидерству, а другой - потребность в повиновении.
2. Конгруэнтность потребностей, когда оба субъекта (партнеры) обладают сходными потребностями, удовлетворяемыми одними и теми же межличностными отношениями.
3. Комплиментарность навыков, предполагающую компенсацию недостаточно развитых у одного субъекта способностей другим (партнером).
4. Комплиментарность знаний, когда оба партнера обладают неперекрещивающимися знаниями, так что каждый из них может учиться у другого.
5. Общность ценностей, когда партнеры по совместной деятельности имеют общую систему ценностей и правила поведения. ............