Часть полного текста документа:Подготовка и повышение квалификации учителей в Ярославской губернии в конце 19 - начале 20 века А.Б.Тишко Министерством образования России в 1908 году была создана комиссия, перед которой стояли следующие задачи: увеличить число городских училищ; расширить сеть профессиональных и ремесленных учебных заведений; открыть достаточное количество новых учебных заведений, по возможности, с равномерным распространением среднего образования во всех частях империи. Для этого в Московском учебном округе Министерством были образованы губернские комиссии, целью которых являлось решение поставленных задач с учетом местных особенностей. Ярославская губерния, по мнению комиссии, имела совершенно своеобразные особенности по сравнению с остальными губерниями средней полосы Европейской России как в занятиях жителей, так и в запросах образования. Ярославль того времени признан торгово-промышленным городом и поэтому "...велики и разносторонни должны быть в зависимости от этого запросы народного образования" [2. С. 30]. К концу 19 в. в Ярославской губернии в 4 раза по сравнению с серединой 19-го увеличилось количество начальных школ городских и сельских. По грамотности населения Ярославская губерния стояла на одном из первых мест в России. В 1909 г. в губернии насчитывалось 56 средних и неполных средних учебных заведений. Сюда входили средние мужские и женские учебные заведения, профессиональные учебные заведения, городские училища, а также Демидовский юридически лицей, который имел статус высшего учебного заведения. Для такого значительного количества учебных заведений необходимо было готовить педагогические кадры и повышать их квалификацию. Ярославль в кон. 19 - нач. 20 в. был центром подготовки учителей самого различного уровня. Существовало несколько путей подготовки учителей. Во-первых, женские гимназии (Мариинская и Екатерининская). Первоначально они были семиклассными, а в 1870 г. открылся 8-й педагогический класс. После окончания гимназии выпускницы могли стать гувернантками либо учителями начальной школы. Во-вторых, духовная семинария. Первоначально она готовила лиц духовного звания, а затем с 1867 г. в соответствии с новым уставом духовно-учебных заведений задачи подготовки значительно расширились. В учебный план 5-х-б-х классов был введен специальный курс (отдельный от общеобразовательного) - педагогика с дидактикой. При семинарии утверждалась практическая воскресная школа с курсом начальной народной школы для приходящих мальчиков Таким образом, семинария готовила не только "духовные" кадры, но и учителей для начальных, особенно церковно-приходских школ. В-третьих, училище девиц духовного звания и Ионафановское епархиальное женское училище, призванные в начале готовить лишь достойных спутниц для мужей-священников, в дальнейшем расширили свою программу: был введен новый учебный предмет - педагогика. К тому же при Ионафановском училище существовала образцовая школа для педагогической практики учениц 5-х-б-х классов. Таким образом, из выходили теперь учительницы для церковно-приходских и земских школ. В-четвертых, в конце 60-х гг. 19 в. в земствах рассматривался вопрос об учреждении Ярославской земской учительской семинарии, но из-за финансовых проблем она не была открыта. ............ |