Часть полного текста документа:Педагогические взгляды Джона Локка Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева Социально-политические и философские взгляды Локка. В XVII веке Англия пережила буржуазную революцию, которая подготовила почву для промышленного переворота. Это была революция, возвестившая наступление нового времени, времени господства буржуазии. Ее характерной особенностью было выступление буржуазии в союзе с обуржуазившейся частью дво- рянства. В 1688 году в результате классового компромисса - соглашения между этими двумя социальными группами - король был объявлен низложенным и на его место приглашен принц Вильгельм Оранский, который принял предложенную ему "Декларацию прав", гарантировавшую буржуазное развитие страны. По слoвам Маркса, "Glorious Revolution" (славная революция) вместе с Вильгельмом III Оранским поставила у власти наживал из землевладельцев и капиталистов". По словам Энгельса, Джон Локк был "сыном классового компромисса 1688 года". Маркс характеризует его как представителя новой буржуазии во всех ее проявлениях. Джок Локк родился в 1632 году в семье провинциального адвоката, принимавшего участие в революции. Получив среднее схоластическое образование в старинной Вестминстерской школе, он поступил затем в Оксфордский университет, где увлекался трудами таких крупнейших ученых, как Декарт, Бэкон, Ньютон, интересовался естественными науками, занимался медициной. По окончании университета Локк был оставлен в нем как преподаватель греческого языка и литературы. Он настороженно присматривался к революционной борьбе, развертывавшейся в стране, не симпатизировал тем, кто выдвигался из простонародья. В 1667 году Локк познакомился с либеральным политическим деятелем лордом Шефтсбери и стал домашним врачом и воспитателем его внука. Шефтсбери выступал против короля на стороне буржуазии. Его, а вместе с ним и Локка подвергли опале, и они вынуждены были эмигрировать в Голландию. После 1688 года Локк возвращается в Англию и занимает почетное место в буржуазном обществе того времени. Умер он в 1704 году. В своих трудах Локк стремился обосновать смену королевской власти и новое государственное устройство в Англии. Он отстаивал договорную теорию происхождения государства и теoрию "естественного права", доказывал, что люди сначала жили в естественном состоянии и были свободны и равны. Свои естественные права люди добровольно передали правителям для того, чтобы они защищали их жизнь, свободу и имущество. Отсюда следовало, что носителем верховной власти является народ, который может взять обратно власть, переданную им когда-то монарху, если тот не выполняет своих обязанностей. В основном философском труде "Опыт о человеческом разуме" (1690) Локк стремился доказать, что в сознании человека нет "врожденных идей" и представлений, душа ребенка подобна "чистой доске" (tabula rasa). Из этого положения вытекала высокая оценка роли воспитания в развитии человека. Учение Локка о происхождении знаний и идей из чувственного опыта вооружало буржуазию на борьбу против широко распространенных в то время утверждений идеологов феодальной аристократии о врожденности идей, "рыцарских качеств", способностей к управлению государством, особых прав знати на образование. Критика Локком врожденных идей сыграла положительную роль в борьбе материализма с идеализмом. ............ |