Часть полного текста документа:Особенности профессиональной направленности учителей ярославских школ И.В. Нагорнов Важнейшим системообразующим компонентом педагогического труда выступает личность учителя. В психолого-педагогической литературе ему уделяется большое внимание, при этом в основном рассматриваются вопросы умений и навыков, профессионально значимых качеств, типология личности педагога, педагогические способности. Значимость указанных вопросов определяется доминирующей ролью личности в развитии многомерного пространства педагогического труда. Наиболее подробно структура педагогического труда описана А.К. Марковой и представляет собой определенную традицию в изучении педагогической деятельности, которой придерживаются на сегодняшний день большинство отечественных исследователей. С данных позиций личность учителя имеет достаточно определенную структуру, в которую А.К. Маркова включает "мотивацию личности (направленность личности и ее виды); свойства личности (педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности) интегральные характеристики личности (педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал), определяющие неповторимость и уникальность личности учите-ля"[4.C.41]. В названной структуре значительное место отводится педагогической направленности личности педагога. На наш взгляд, определение такой характеристики личности целесообразно через определение общей направленности личности. При этом необходимо отметить, что независимо от трактовки самого понятия "личность" исследователи выделяют направленность как ведущую характеристику личности[4.С.2]. Выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн определял направленность как "динамическую тенденцию", обуславливающую общественно-значимое поведение и деятельность человека в качестве системы мотивов и задач. Основными моментами направленности являются содержательный (предмет направленности) и источник направленности. Как отмечает Л.М. Митина, проблему объяснения психических процессов посредством динамических тенденций и направлений впервые определил К. Левин. "Однако, в отличие от С.Л. Рубинштейна, он отрывал динамический аспект направленности от смыслового, стремясь превратить динамический момент в универсальный механизм объяснения человеческой психики" [6.С.354]. А.Н. Леонтьев раскрывает направленность личности через так называемый "смыслообразующий мотив". Данные мотивы являются побудителями деятельности и придают ей личностный смысл. А.Г.Ковалев относит направленность к сложным структурам. Она представляет собой систему потребностей, интересов и идеалов. Эта система является высшим уровнем регуляции деятельности и поведения. Развивая теорию отношений, В.Н. Мясищев с помощью понятия "направленность" характеризует единство личности, при этом направленность определяется как доминирующее отношение. Оно становится движущей силой личности, определяющей степень интереса, выраженность эмоций, степень напряжения желания или потребности. Доминирующее отношение есть "большая или меньшая активность, реактивность, аф-фективность в отношении к тем или иным объектам"[7.С.29]. В целом доминирующее отношение представляет собой систему, состоящую из отношения человека к людям; к себе; к предметам внешнего мира. ............ |