ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
(на материале проектирования образовательной
среды медицинского университета)
13.00.08 – теория и методика профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени
доктора педагогических наук
Волгоград - 2006
Работа выполнена на кафедре педагогики Волгоградского государственного педагогического университета и на кафедре теоретической биохимии с курсом клинической биохимии Волгоградского государственного медицинского университета.
Научный консультант: член-корр. РАО, доктор педагогических наук
профессор Сериков Владислав Владиславович,
Официальные оппоненты: действительный член РАО, доктор
педагогических наук, профессор
Бордовская Нина Валентиновна?
член-корреспондент РАО, доктор
педагогических наук, профессор
Монахов Вадим Макарьевич
доктор педагогических наук, профессор
Митина Анна Марковна
Ведущая организация: Воронежский государственный университет
Защита состоится “ 5 “ апреля 2006 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д212.027.02 в Волгоградском государственном педагогическом университете по адресу: 400131, г. Волгоград, пр.В.И. Ленина, 27
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волгоградского государственного педагогического университета.
Автореферат разослан “ “ 2006 года
Ученый секретарь диссертационного совета А.А. Глебов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность исследования. Цивилизованный мир ХХI века переживает кардинальные изменения в сфере образования. Ведущей тенденцией педагогики III тысячелетия признана ориентация на личностное начало человека. В соответствии с парадигмой личностно-развивающей ориентации образования его приоритетной целью и критерием эффективности становится развитие личностного потенциала индивида, что также актуально и для высшего медицинского образования, ибо «не техника и наука, а личность врача обуславливают его успех» (Эрвин Лик). В новой социальной ситуации в России на фоне глобализации и экологизации мышления, демократизации общества и становления открытой рыночной экономики, гуманизации и информатизации всех сторон жизни общества сфера высшего профессионального образования претерпевает существенные изменения. Так, определяя приоритеты высшей медицинской школы, специалисты ведут речь о необходимости дать выпускнику вуза профессиональные знания, умения, навыки на современном научном уровне по важнейшим разделам медицины; вооружить опытом постоянного наращивания своей компетентности, самосовершенствования в области избранной специальности; создать условия для личностного роста и развития творческой личности врача. Если первая цель представлена в Государственных образовательных стандартах по всем специальностям, то относительно двух других такой определённости нет. «Богатство врача, его личности - отнюдь не образованность сама по себе. От врача требуется прежде всего духовное богатство его собственного «я» – вот что приобретает все большее значение. У него должно быть постоянное ощущение высокого достоинства своей профессии, ответственности гражданина и одновременно мастера своего дела. В своей работе он должен раскрывать для себя сверхзадачу, т.е. ............