Часть полного текста документа: О новых подходах к преподаванию духовно-нравственных дисциплин Уже лет 8-10 лет тому назад многим преподавателям было ведомо, что написанные в XIX столетии духовно-нравственные сочинения с трудом воспринимаются школьниками начала 1990-х годов: и язык, и стиль, и образ выражения мысли - все не соответствует изменившемуся душевному устроению человека. Но вот прошло еще несколько лет, и сегодня педагоги замечают, как детские души стремительно теряют то, что называется детскостью, а внутренний нравственный мир подростков заполоняется совершенно не свойственными детям мыслями, словами. Посему для нас, рядовых педагогов, самым главным остается вопрос, как же преподать вечную Евангельскую истину, с тем чтобы она была воспринята и задела за живое. Сама истина у нас живая: она есть свет и жизнь. Вот почему педагоги, священники, законоучители должны всегда размышлять над поисками новых форм, в которые, как в некие только что отлитые сосуды, должно быть вложено всегда равное себе самому содержание нашей веры. Там же, где нет поиска новых форм, там, где педагоги успокоились на достигнутом, теряют творческое отношение к методике преподавания, как правило, наступают сбои, образуются зазоры, предмет перестает быть тем магнитом, который своей красотой, чистотой, высотой, премудростью властно притягивал бы к себе детские сердца. И кажется, что сегодня каждый педагог, законоучитель должен быть в хорошем смысле неистощим в выявлении новых подходов к преподаванию вечного содержания. Вот об этом я хотел бы поразмыслить, привлекая конкретный, осязаемый материал. Что от нас требуется? Нужно, чтобы все преподаваемое нами в духовно-нравственных дисциплинах было бы одушевлено, согрето любовью педагога и отлито в формы, наиболее удобно усваиваемые детским сердцем. Урок по теме "сотворение мира". Пятый день творения: появление рыб, больших и малых, живности морской, птиц, летающих в поднебесье. Задача педагога состоит в том, чтобы дети всецело прониклись в существе своем непостижимой тайной творения мира Богом, чтобы у них самих, так сказать, приподнялись крылышки, чтобы изменилось сердечное устроение каждого ребенка (младшего, среднего возраста) при прикосновении к этой тайне. Думается, что современные педагоги, законоучители с особенной охотой и желанием должны были бы привлекать для этого все наследие русской книжной культуры, дабы в это наследие, как в оправу, вставлялся бы камень богословия, богооткровенной истины. Приходит на мысль пушкинский сюжет. Вспомним того смиреннейшего героя русской литературы - старика, который, живя полвека со злой старухой, не ожесточается, не теряет задушевности речи, но претерпевая все от старухи, остается, тем не менее, человеком, и человеком Божиим. Мы можем попробовать выйти подобно этому старику к синему морю и рассказать об обитателях подводного царства, с тем чтобы на глазах у детей вызвать из его недр то или иное творение Божие, которое преподало бы нам некий урок богословия. (Это тем паче возможно, что Адам некогда имел такую власть и, призывая всякую бессловесную тварь, нарекал ей имя.) И вот навстречу детям (хорошо, если педагог при этом пользуется мелком; нетрудно нарисовать волны) выплывает рыба-меч. Дети - природные натуралисты. ............ |