Что я несу с собой: добро иль вред? Лишь знают небеса, не мне судить.
Но только хочется оставить в жизни след, и не дай Бог, хоть как-то наследить.
Окидывая мысленно взором годы работы в Центре детского творчества, я не могу припомнить день, когда мне пришлось бы скучать, сидеть без дела. Сегодня, опираясь на свой опыт, я с уверенностью могу сказать, для того чтобы стать педагогом – одного старания и желания мало. Не зря гласит народная мудрость: «Нет такой работы, которая не требует учебы». Поэтому сколько учу, столько учусь сама, зная, что одной рукой в ладони не хлопнешь.
Педагог должен хорошо знать природу ребенка, все нюансы его физиологического и психического развития в любой период его жизни, чтобы не причинять вреда своему воспитаннику. Необходимо следовать, провозглашенному Р. Щттейнером девизу: «Принимай ребенка с благоговением, воспитывай его с любовью, выпускай свободным». Педагог должен стать образцом, он должен научиться пробуждать своим преподаванием соответствующие духовно-душевные процессы развития ребенка, способствовать этим процессам, уметь их корректировать. Один философ сказал: «Меня мой учитель так долго хвалил, что, в конце концов, я таким стал. Умение хвалить это – талант, так как похвала – лучший способ закрепить положительные поступки. Похвала окрыляет. Работа педагога требует большой эрудиции. Если педагог может подняться выше в своих знаниях, то у него больше шансов на профессиональный успех. У такого педагога выше готовность постичь внутренний мир своих воспитанников, их интересы и потребности, вовлечь детей в ежедневное сотворчество. Для педагога, на мой взгляд, важно уметь чувствовать детей, понимать их духовный мир. Педагог всегда должен продумывать каждый свой шаг и поступки, чтобы не причинить детям переживаний. Он должен поддерживать, подбадривать. Ребенок рождается нравственно нейтральным. Он хочет любви, общения, признания. И если вокруг него только нравственные примеры, то он станет нравственным человеком. И если окажется так, что окружение ребенка плохое, то тогда особенно большую роль играет педагог, его нравственный пример. Звание «педагог» ко многому обязывает. Настоящий педагог – это умелый воспитатель и яркая личность, интересный человек, к которому дети должны испытывать тяготение, желание быть рядом. К. Д. Ушинский сравнивал личность педагога с плодотворным лучом солнца. Он подчеркивал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Педагог непрерывно влияет на всех учащихся сразу и на каждого из них в отдельности: словом, жестом, действием, молчанием. Воспитывает каждая мелочь, каждое движение души педагога. Очень точно подметил эту особенность А.С. Макаренко: «Не думайте, - говорит он, - что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение». ............