Министерство образования Российской Федерации
Белгородский Государственный университет
Кафедра психологии
Курсовая работа
на тему: Место воспитателя и воспитанника в управлении воспитательным процессом
Белгород, 2003
Содержание
I. Введение
II.1 Освещение вопроса о месте воспитателя и воспитанника в управлении воспитательным процессом в педагогической литературе
а) о теории воспитания
б) методы и приемы воспитания, необходимые для использования в педагогической практике на современном этапе ее развития
II.2 Формы взаимодействия «учитель - ученик»
а) из опыта педагогов – новаторов
б) место воспитателя и воспитанника в управлении воспитательным процессом Северной средней школы № 2 белгородского района Белгородской области
в) ситуации педагогического воздействия ученика на учителя
III. Заключение
Список литературы
I. Введение
Вопрос о месте воспитателя и воспитанника в управлении воспитательным процессом становится все более актуальным в педагогике. В последние годы разработаны не только программы воспитания Министерством образования, создаются региональные программы и намечаются направления с учетом национальных, религиозных особенностей. Помимо этого существуют альтернативные программы частных школ ведущих педагогов страны. Такое многообразие вызвано пониманием огромной роли воспитания подрастающего поколения в России. Воспитывающим становится и обучение. Каждый урок по любому предмету должен выполнять не только учебные, но и воспитательные задачи. Как решать эти задачи, на какие принципы опираться, какие методы выбрать, педагогу подсказывает не только хорошее знание теории воспитания, но и чуткое понимание интересов и запросов современного школьника. В данной работе рассмотрены не только теоретические вопросы воспитания, но и описан опыт отдельной школы как пример личностно – ориентированного образования и воспитания всесторонне - развитой личности.
Целью данной работы является осознание фактов педагогического воздействия не только учителя на ученика, когда учащийся - это объект воспитания. Рассматриваются ряд примеров обратного воздействия, где ученик не только субъект, но и педагог.
Сегодня учителю, независимо от собственных убеждений, опасно стать «лицом» устаревшей формации, устаревшей школьной системы, ориентирующейся на стереотипы вчерашнего дня. Такая система может быть насильственной по отношению к учителю, более того, может принуждать его к аналогичному насилию над детьми. Тогда учитель оказывается перед выбором: с кем «дружить»
- с детьми или с директором (завучем, методистом, проверяющим из РОНО и т.д.).
Понимая всю сложность и неоднозначность данной темы, хочется не просто привлечь к ней внимание, а именно акцентировать педагогическую роль ученика, ученика – субъекта обучения, осознать место учителя, его роль и место в этом процессе.
ІІ.1 Освещение вопроса о месте воспитателя и воспитанника в педагогической литературе
а) о теории воспитания
В теории и на практике С. Т. Шацкий развивал положение о том, что воспитание есть прежде всего организация детской жизни и деятельности, имеющая целью подготовку людей с широким кругозором, всесторонне - образованных и развитых.
Главный результат воспитательного процесса – формирование всесторонне и гармонически развитой личности. ............