Часть полного текста документа:Люк Клапье Вовенарг. Введение в познание человеческого разума Паскаль говорит: "Все правила достойного поведения давно известны, остановка за малым - за умением ими пользоваться". Любой принцип противоречив, любой термин толкуется по-разному. Но, постигнув человека, можно постичь все. Книга первая. О РАЗУМЕ ВООБЩЕ Некоторые смешивают свойства разума со свойствами характера, например, способность говорить ясно, а мыслить путано, и думают, что разум противоречив. Но разум лишь очень многообразен. Разум опирается на три основные начала: воображение, размышление, память. Воображение - это способность представлять себе что-либо с помощью образов и с их же помощью выражать свои представления. Размышление - дар, позволяющий сосредоточиваться на идеях, обдумывать и сочетать их. Это исходная точка суждения и оценки. Память - хранительница плодов воображения и размышления. Память по мощи должна соответствовать уму, иначе это ведет либо к скудости мысли, либо к чрезмерной её широте. Плодовитость. Бесплодные умы не могут понять предмет в целом; умы плодовитые, но нерассудительные не могут понять себя: пылкость чувств заставляет усиленно работать их мысль, но в ложном направлении. Сообразительность проявляется в быстроте работы разума. Она не всегда сопряжена с плодовитостью. Бывают умы сообразительные, но бесплодные - ум, живой в беседе, но угасающий за письменным столом. Проницательность есть способность постигать явления, восходить к их причинам и предугадывать их следствия. Знания и привычки совершенствуют её. Ясность - украшение рассудительности, но не каждый, обладающий ясным умом, рассудителен. Рассудительность и отчетливость воображения отличается от рассудительности и отчетливости памяти, чувства, красноречия. Иногда у людей бывают несовместимые идеи, которые, однако, увязаны в памяти воспитанием или обычаями. Особенности нрава и обычаи создают различия меж людьми, но и ограничивают их свойства определенными рамками. Здравый смысл сводится к умению видеть любой предмет в его соразмерности с нашей природой или положением в обществе; это способность воспринимать вещи с их полезной стороны и здраво оценивать. Для этого надо на все смотреть просто. Рассудок должен преобладать над чувством, опыт - над размышлением. Глубина - вот цель всякого размышления. Глубокий ум должен удерживать мысль перед глазами, чтобы исследовать её до конца. Сообразительность всегда приобретается ценой глубины. Деликатность - это чувствительность, которая зависит от свободы обычаев. Тонкость - своеобразная мудрость в вопросах чувства; бывает и без деликатности. Широта ума - способность усваивать множество идей одновременно, не путая их друг с другом. Без нее нельзя стать гением. Наитие - мгновенный переход от одной идеи к другой, могущей сопрягаться с первой. Это неожиданные повороты ума Шутки - поверхностные порождения наития. Хороший вкус - это способность судить о предметах, связанных с чувством. Это умение чувствовать прекрасную природу. Вкус толпы не бывает верен. Доводы ума могут изменить наше суждение, но не вкус. ............ |