Аттестационная работа
«Формирование готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников».
Выполнила:
Авхадиева Г.И.
ст. воспитатель МДОУ № 79
2009
Содержание
Введение
Глава I. Научно-теоретические аспекты проблемы
1.1 Психолого-педагогические исследования в области применения экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников
1.2 Структура и содержание педагогического мастерства
1.3 Педагогические условия, обеспечивающие эффективность освоения педагогами метода экспериментирования
Глава II. Содержание и технология опытно-экспериментальной работы
2.1 Модель опытно-экспериментальной работы
2.2 Изучение исходного уровня готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников
2.3 Формирование готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников
2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский [3].
При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Использование этого метода обучения пропагандировали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.
Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. ............