1. Аспекты концепции
Главной проблемой в воспитании подрастающего поколения на сегодняшний день является воспитание нравственности. В данном случае важно не путать понятия «воспитание нравственности» и «нравственное воспитание». «Нравственное воспитание» подразумевает под собой проекцию морально-этических норм учителя на процесс воспитания, в то время как «воспитание нравственности» это выработка этих норм у ребенка с учетом его индивидуальности. Каждый человек с рождения является индивидуумом со свойственными лишь ему характером, пристрастиями, темпераментом, но все эти черты не должны выходить за рамки правил того общества, в котором воспитывается ребенок. Следовательно, главная задача педагога состоит не в том, чтобы привить какие-либо нормы поведения, а в том, чтобы развить его собственные до определенных границ.
Естественно, для начала следует разобраться в самом понятии «нравственность». Корнем этого слова является «нрав», чаще всего оно трактуется как взаимосвязанная совокупность норм и правил поведения. Но чтобы понять его суть, следует, поддерживаясь закону диалектики о причинно-следственной связи вещей, взглянуть в «корни» слова. Нравы есть не только у человека, но и у всех высокоразвитых животных. Они обычно закреплены в генах и помогают организму выжить в определенных условиях среды обитания, подстраиваясь под эти условия. Это можно сравнить с системой саморегуляции, свойственной всему живому. Нравы поддерживаются определенными правилами поведения организма, причем каждое правило проявляет свою мощь лишь в определенных условиях. Из всего этого можно сделать вывод, что нравственность нельзя привить человеку, а можно лишь вырастить на почве его индивидуальности.
Теперь стоит подумать о том, что влияет на развитие нравственности. Главным и неоспоримым фактором, конечно, является влияние родителей. Именно от родителей ребенок получил то «зерно», из которого прорастет личность. Каждый день ребенок видит, как ведут себя родители, как разговаривают, как одеваются, и это не может не повлиять на него. Отсюда напрашивается второй фактор – школа, а именно учителя и классный руководитель. Психика развивающегося ребенка устроена таким образом, что на подсознательном уровне на развитие его нравственности влияет даже то, на что он не обращает внимание, поэтому глубоко ошибаются те учителя, которые думают, что можно делать одно, а говорить другое. Нельзя обмануть подсознание. Из этого напрашивается третий фактор – эстетическое воспитание. Именно эстетическое воспитание, а не воспитание эстетики. Здесь мы учитываем то, что подсознательно влияет на ребенка, а именно красота. К данному аспекту можно приписать одно известное выражение: «Человек, который хотя бы раз любовался красотой природы, не способен на большое зло». Этому «правилу» придерживаюсь и я. Однако, из вышесказанного нельзя выкидывать понятие «воспитание эстетики». Здесь важным фактором выступает воспитание физической культуры. К данному аспекту я примкну лишь одну фразу: «В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и тело…».
Конечно же, не стоит забывать еще одно важное правило – учет возрастных особенностей ученика. Как и любому живому организму, человеку на определенных этапах развития требуются определенные условия. ............