Часть полного текста документа:Какая нужна педагогика Крутский Александр Николаевич Трудно полагать, что педагогическая система подготовки студентов к практической деятельности в школе близка к совершенству. Среди множества педагогических проблем этого профиля отметим одну из самых главных - обучение студентов конкретным умениям вести уроки. Кто же в педвузе учит вести уроки? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем рассмотреть некоторые "стихийные" педагогические концепции, сложившиеся в практической деятельности школы и вуза. 1. Концепция преподавателей кафедры педагогики. В ответ на претензии, что педагогическая наука мало что дает для подготовки к практической деятельности, у вузовских преподавателей есть готовый ответ: педагогика - наука не рецептурная, мы и не должны этим заниматься. Мы вооружаем общепедагогическими принципами и методами, познав которые учитель может самостоятельно ориентироваться в потоке конкретных ситуаций. Перевести это можно примерно так: уроки в школе проводить мы не умеем, к школе подходить близко боимся. Но это и не наше дело. Это дело методистов и учителей, которые вооружены нашими общими принципами. Они и научат вести уроки. 2. Концепция преподавателей специальных дисциплин по профилю факультета примерно такова. Никакой педагогики и не требуется, если в совершенстве знать свой предмет. У учителя, вооруженного глубокими знаниями предмета, урок идет сам собой прекрасно. Несовершенство такой теории легко обнаруживается путем следующих рассуждений. Если такая теория верна, то тогда самыми хорошими школьными учителями были бы вузовские доценты и профессора. Но жизнь показывает, что это не так. Обучать студента, воздействуя на него через оценку и стипендию - это одно, а обучать ученика, который от тебя совершенно ни в чем не зависит - это совсем другое. Его не лишишь стипендии, не уволишь и не "выгонишь", ибо не желающий учиться воспринимает всякие "террористические акты" с большим удовольствием. Поэтому в случае крайней необходимости замены школьного учителя обращение к преподавателям специальных кафедр результатов, как правило, не дает. Их в школу, как говорится, на аркане не затащишь. Если же иногда и удается уговорить вести часы в общеобразовательной школе, то это зачастую кончается неудачей. Ученики на уроке начинают "ходить на ушах" и преподавателю приходится бросать школу. 3. Концепция многих учителей школы (а иногда и родителей) такова. Самое главное, чтобы на уроке была дисциплина. Если дисциплина есть, то никакой педагогики не требуется. Мало того, эта концепция еще и подтверждается жизнью. В сельской школе нередки случаи, когда для замены выбывшего учителя директор вынужден обращаться к молодому парню, вернувшемуся из армии. Проходит месяц-другой и по деревне, глядишь, пошел слух, что Петр Иванович прекрасный педагог, хотя и не имеет никакого специального образования. У него на уроке порядок, ребята работают и хорошо учатся. А способы наведения этого порядка общеизвестны: это крик, угрозы, давление. Особенно быстро эту методику усваивают молодые учителя. Иногда они так кричат на детей, что страшно становится не только им, но и случайно оказавшимся рядом взрослым. Действительно, при такой методике на уроке тишина. ............ |