Член-корреспондент РАО, доктор биологических наук, профессор В.К. Бальсевич
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва
В 1996 г. в созданном по инициативе Отделения образования и культуры Российской Академии Образования Проблемном Совете по физической культуре и спорту была разработана, а в последующие годы настойчиво воплощалась в образовательную практику "Концепция физического воспитания и спортивной подготовки детей, подростков и молодежи России" [2, 5, 6]. С тех пор были проведены масштабные исследования и эксперименты, выполнены несколько докторских и кандидатских диссертаций в указанных в данной концепции приоритетных направлениях поиска инновационных технологий физического воспитания детей, подростков и молодежи [1, 4, 5, 9].
Есть основания полагать, что в настоящее время в принципиальном плане близится к завершению работа по созданию теоретической основы для становления и развития инновационных технологий. Найдены и апробированы новые формы организации физического воспитания [2, 5, 7, 9, 10, 11]. В многочисленных экспериментах и в педагогической практике подтверждена их эффективность [3, 4, 5, 8, 9].
Эти работы внесли заметный вклад в формирование новой парадигмы физического воспитания в образовательных учреждениях разного типа - от детского сада до вуза. Вместе с тем они вызвали и ряд серьезных возражений со стороны как приверженцев старой парадигмы, так и сторонников новой, сомневающихся в возможностях ее масштабной реализации на уровне национальной системы физического воспитания подрастающего поколения россиян.
Помимо причин чисто философского, диалектического характера, являющихся отражением естественных трудностей процесса развития нового знания и новых технологических потребностей, всегда сопровождающих смену парадигм, в данной конкретной ситуации мы имеем дело с действительно очень серьезными обстоятельствами, препятствующими реализации новых подходов к повышению эффективности физического воспитания в нашей стране. К их числу относятся:
1) отсутствие национальной доктрины коренного преобразования государственной системы физического воспитания и спортивной подготовки детей, подростков и молодежи как обязательного условия физического и духовного оздоровления населения России, создания мощного стимула для формирования нового уровня культуры его жизнедеятельности на основе освоения ценностей здорового стиля жизни;
2) отсутствие в стране материально-технической базы, способной обеспечить условия для полноценных физкультурно -спортивных занятий в системе массового физического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях разного типа;
3) отсутствие педагогических кадров, готовых без переобучения или дополнительной подготовки работать по новым технологиям физического воспитания;
4) отсутствие диагностического оборудования и обученных кадров, способных обеспечить реализацию здоровьеформирующей функции физического воспитания;
5) чрезвычайно низкий уровень информационно -образовательной культуры и соответствующих потребностей специалистов по физическому воспитанию, включая и управленцев сферы физического воспитания, физической культуры и спорта.
Нетрудно понять, что преодоление вышеприведенных негативных характеристик состояния массового физического воспитания, осуществляемого ныне в государственных или находящихся под контролем государственных структур образовательных учреждениях разного типа, по существу, возможно только на путях создания принципиально новой инфраструктуры национальной системы физического воспитания подрастающего поколения страны. ............