Часть полного текста документа:Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Иркутский государственный технический университет Восточный факультет Кафедра социологии и социальной работы Духовные истоки народной педагогики. Меньщикова Ю.С. Курсовая работа Студентки 3 курса по педагогике Научный руководитель Кузьмин Владимир Александрович КФН доцент Иркутск-2001г. План. I. Введение. II. Природа и духовное начало народных воспитательных традиций. III. Сложившиеся концепции народной педагогики. IV. Общее ценности, сложившиеся народов. V. Заключение. VI. Литература. Введение. Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что "воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ". И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы. Исследователи народной педагогике Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью. Учёные Волков Г.Н., Измайлов А.Э., Виноградов Г.С., Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. и д.р. выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности. Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа. Природа и духовное начало народных воспитательных традиций. Духовность нации - сложное понятие. В русской религиозной философии оно использовалось прежде всего для объяснения самостоятельности культурной субстанции народа и определяющей роли исторических судеб наций. В советской теории оно не было столь употребимо и не нашло своего места как в системе понятий, характеризующих уровни сознания, самопознания нации, так и в сфере ее этнопсихологического бытия. Судьба нации зависит от ценностных свойств и качеств ее ментальной структуры. Как писал русский философ П.И.Новгородцев, "не политические партии спасут Россию, ее воскресит воспрянувший к свету вечных истен святой народный дух". Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, является природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия. Природа - один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа имеет огромную власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом начало смысла, причем, это согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогике естественностью народного воспитания. С природой как с решающим фактором воспитания согласовывается и утверждение о народной педагогике как педагогике свободы и любви. Народ и природа, народность и естественность неразделимы. ............ |