Введение
Исследования современных ученых (непосредственно Степанова В.А., Лапина О.В., Макаровской А.П.) свидетельствуют, что современное состояние социума лишило человека психологического комфорта, обострило проблемы взрослых (безработица, невыплата заработной платы и множество других), нарушило гармонию поколений, размывая границы между добром и злом, между нравственным и безнравственным, как бы притупило чувство ответственности за детей, а отсюда – отчуждение от семьи и школы, ориентированность на сиюминутные потребности, снизилась природосообразная осторожность. Школа – это камертон общества, она первой ощутила опасность такого «переходного периода», когда в поисках «брода» взрослыми теряются дети.
Все это позволило определить главное в инновационном преобразовании школы: необходимо создание инновационного пространства, такой культурной, коммуникативно-образовательной среды, где бы в комплексе решались задачи учебно-воспитательного процесса на принципах взаимообогащения, взаимоуважения, сотрудничества учителя, учащихся, родителей, администрации. Важно также, чтобы было продумано и выделено специальное содержание воспитания, вводящее детей в практику саморегуляции личности (управление своими эмоциями, чувствами, общением, поступками).
Понятие «инновация» (нововведение) впервые появилось еще в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения ученых Запада с конца 50-х годов с появлением тенденций реформирования образовательной системы: группа нового воспитания С. Френэ и Р. Галя, метод групповой работы Р.Кузине (Франция); индивидуальное направление в обучении, программа «Поиск талантов» (США), Вальдорфские школы, «Дом ребенка» М. Монтессори и многие другие.
Анализ психолого-педагогической литературы по инноватике позволяет отметить, что нет единого определения понятия «новшество», «инновация», «инновационная школа». Теория инновационной деятельности в сфере педагогической науки разработана еще недостаточно.
В различных педагогических исследованиях понятие «инновация» рассматривается по-разному. Например, А.И.Кочетов считает, что инновация это целостная теоретическая, технологическая и методологическая концепция обновления педагогической деятельности, обеспечивающая ее вывод на указанный уровень. М.М.Поташник и др. разводят основные понятия инноватике следующим образом: новшество – это средство (новый метод, методика, технология, программа и т.д.), а инновация – это процесс освоения этого средства. Но, не смотря на это, все исследователи сходятся в одном, чтобы школа стала инновационным образовательным учреждением и центром воспитательного пространства, она должна пройти особый путь.
Наиболее полно эту динамику раскрыл В.Кричевский [28,20], классифицируя инновационное стратегическое осмысление и преобразование образовательного процесса, он выделил несколько уровней инновационной деятельности:
1 уровень – методологические инновации. Они определяются новыми подходами к построению образовательных систем.
2 уровень – институционный. Основные усилия здесь направлены на организационно-структурные преобразования.
3 уровень инноваций охватывает глубинные содержательные процессы. ............