Часть полного текста документа:Безрелигиозная мораль и "педагогический беспредел", или проблема воспитания подрастающего поколения А.А. Бурыкин В относительно недавнее время едва ли было возможно представить себе мораль вне религии. Религия, в особенности христианство, да и другие мировые религии выступала в качестве своеобразного кодификатора по отношению к морали. Эталонные нормы морали были прописаны в Священном писании, причем в своеобразной форме: ветхозаветные заповеди Моисея дублированы параллельными местами Нового завета, и это придает им особый авторитет в евангельских текстах и служит дополнительным средством их закрепления в сознании верующих. Когда нормы морали жестко связаны с религиозным учением, они обладают одним уникальным свойством, которое утрачивается в различных атеистических социумах. Это свойство заключено в следующем: когда носителем моральных норм являются положения религиозного учения, то соответствующие нормы являются обязательными к исполнению для всего социума без исключения. Религиозная мораль обладает единством своих норм для детей и взрослых, молодых и старых, богатых и бедных. Соответственно межпоколенная трансляция норм морали в обществе, где сильны позиции религии, во-первых, осуществляется по наиболее простым схемам, где воспитание и обучение сопрягается с личными примерами воспитывающих и обучающих для воспитуемых и учащихся. Во-вторых, и это весьма важно, для воспитуемых и обучаемых сведены к минимуму отрицательные примеры - примеры отступлений от норм морали, которые являются объектом порицания и наказания для всего сообщества, а не только для ограниченного круга лиц (прежде всего детей и подростков). Формирование безрелигиозной морали, ставшее характерным для России в последние две трети XX века, привело к утрате религиозной консолидирующей основы морали, следствием чего стало появление разных моральных норм - классовой, социальной, возрастной морали. Для процесса воспитания наиболее значимым стало жесткое разделение общества на "детей" (те, кого воспитывают) и "взрослых" (те, кто воспитывает). При этом характер, процесс, задачи и приемы воспитания оказались вне того этического контроля, который гарантировался религиозной моралью. Пример: детей учат тому, что врать нехорошо, но родители и воспитатели имеют право говорить неправду, курить, но взрослые имеют право это делать открыто - в этих условиях воспитуемые имеют право выбора между назиданиями воспитателей и их действиями, и это правое реализуется не в исполнении прививаемых установок, а в стремлении в чем-то выйти из класса воспитываемых - именно здесь, в стремлении играть иную социальную роль, и заключены истоки разных форм девиантного поведения. Причем не всегда имеются в виду асоциальные или криминальные действия: негативную оценку вызывает любое проявление выхода из своей возрастной категории (например, самостоятельность, расцениваемая как излишняя и со стороны родителей, и со стороны педагогов). Воспитание вне религиозной морали, объединяющей разные поколения, обрело характер и цели дрессуры, задачей которой была уже не гармоничная социальная адаптация, а формирование наиболее комфортного для воспитателей поведения. Главным достоинством детей младшего возраста стало понятие "послушный", это качество соответственно ложилось в основу инертности, безынициативности и плохой адаптации в социуме, при этом контингент "непослушных", помимо подавления пассионарности и самостоятельности, не находил иного выхода своей активности, кроме бесполезного времяпровождения или совершения антиобщественных действий. ............ |