Часть полного текста документа:Агрессивность текста в современных молодёжных журналах Лада Браславец "Меня всегда убивают. Я хочу, чтобы это было очень красиво. Куски тела во все стороны и реки крови. Круто!" Неплохой ответ на вопрос "Что есть красота?" предлагает Сара-Мишель Геллар, популярная в молодёжной среде актриса. "Романтик я. Какие, в ж*пу, карты?" (В примерах орфография, пунктуация и стиль сохранены полностью.) Выходит, романтизм в представлении Романа Билыка, лидера группы "Звери", неразрывно связан с нецензурной бранью. Можно было бы оставить все эти, мягко говоря, странноватые высказывания на совести авторов - если бы не одно "но": они (и не только они) были опубликованы на страницах молодёжных журналов. Казалось бы, издания для подростков и молодых людей должны воспитывать подрастающее поколение, сеять разумное-доброе-вечное... Ан, нет: на их страницах, почему-то, сплошь и рядом красота "кусков тела во все стороны" и романтика четырёх букв, из которых, по мнению кавээнщиков, никогда не сложится слово "Вечность". И, что самое смешное (или страшное?), вопросами агрессивности молодёжной прессы (да и прессы вообще) до сих пор занимались очень мало. Дмитрий Жмуров в своём исследовании "Насилие (агрессия) и литература" касается вербального выражения агрессии в тексте, но, увы, не в публицистическом (см. публикацию на сайте www.psyfactor.by.ru). Аллан Гуггенбюль в книге "Зловещее очарование насилия" (Санкт-Петербург, 2000 г.) исследует проявления агрессии в детских коллективах, но не затрагивает влияния прессы на психику подростка. А между тем, чтобы справиться со злом, нужно понять, что оно из себя представляет. Разговор пойдёт исключительно о вербальной агрессии - а точнее, о вербальных методах выработки агрессии в читателе. Эти методы подразделяются на две группы: прямые (проявление агрессии по отношению к самому читателю или близким ему людям - семье, друзьям, а особенно кумиру - если речь идёт о подростке) и косвенные (иное воздействие на психику читателя, вызывающее в нём скрытые агрессивные позывы). Прямые методы перечисляет в своём учебнике психологии Людмила Столяренко. Проиллюстрируем их небольшими примерами из самых популярных молодёжных журналов - "COOL", "Молоток", "Неон" и "Bravo". 1. Отрицательные отзывы (в том числе и с использованием гиперболы и частиц с отрицательной экспрессией) и критические замечания. "Девушки "Фабричные" приехали в одних костюмах, а выступали совсем в других - зря, что ли, два мешка тряпок с собой привезли?" ("Молоток", № 14, 2004). Это - перенос агрессии на кумиров части аудитории. Подобные фразы мелькают на страницах молодёжных журналов довольно часто. Но вот пример, когда затрагивается групповая принадлежность члена аудитории как части НАРОДА: "Молоток: Народ тупой? Дельфин (популярный певец - Авт.): Да! Мы как нация несостоятельны. Мы не граждане своей страны, мы - быдло" ("Молоток", № 13, 2004). Конечно, журнал имел право на публикацию мнения певца, но всё же, пропускать его на страницы журнала было нежелательно. Привыкание к таким высказываниям вызывает притупление чувства национального достоинства. 2. Выражение отрицательных эмоций (в том числе используется брань и отрицательные семантические обороты): "Естественно, что к полудню они (французы - Авт.) дуреют с голоду и бегут обедать" ("COOL", № 15, 2004). ............ |