Введение
Ценностью любого современного государства, если оно, конечно, заинтересовано сохранить свой народ и заботится о его будущем, традиционно считается семья, а главной ценностью семейной жизни – дети. Можно ли поставить их на ноги, подготовить к самостоятельному существованию без должной поддержки извне, социального одобрения и соответствующей политики, проводимой в отношении семьи? Безусловно, нет. И сегодняшняя действительность тому подтверждение – лишь некоторое число семей более или менее адаптировалось в новой экономической ситуации. В первую очередь страдают от этого дети, и общество все больше беспокоит их бездуховность, корыстность, равнодушие, жестокость и агрессивность, а отчасти и деградация, «одичание» детей и подростков из различных социальных слоев.
Ратификация Союзом ССР Конвенции ООН «О правах ребенка» повлекла за собой установление для нашего государства определенных обязательств, в первую очередь приведение национального законодательства в соответствие с положениями Конвенции. Государства – участники Конвенции несут за свои действия в отношении детей юридическую ответственность, а государства – нарушители Конвенции могут быть подвергнуты мировому осуждению.
Приняв, таким образом, определенные обязательства не только перед мировым сообществом, но и перед населением страны, Российская Федерация как преемница СССР приступила к формированию политики в области защиты детства.
Начальным этапом формирования государственной политики в интересах детей можно считать 1994 год, объявленный Организацией Объединенных Наций Международным годом семьи. Это решение стало серьезным импульсом для привлечения внимания к проблемам развития семьи и семейной политики.
В самом общем виде государственную семейную политику можно определить как «целенаправленную деятельность государственных органов и иных социальных институтов по созданию оптимальных условий для выполнения семьей ее функций, гармонизации отношений между личностью, семьей и обществом»
Среди главных направлений государственной семейной политики было названо и усиление помощи семье в воспитании детей (поддержка репродуктивной, воспитательной и психологической функций). В такой форме государство признало необходимым осуществление комплекса мер в интересах воспитания подрастающего поколения.
Следующим этапом явилось определение целей государственной политики в интересах детей и закрепление их в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Данный Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Обеспечение прав человека является основополагающей функцией Российской Федерации как правового государства. Благополучие и нормальное развитие детей определяют будущее любой страны. Дети нуждаются в особой защите и особых механизмах ее осуществления, позволяющих обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав каждого ребенка и всех детей. В связи с этим представляется целесообразным распространение опыта деятельности Уполномоченного по правам ребенка на другие регионы РФ, для чего требуется создание соответствующей законодательной базы.
Для современной российской политики в интересах ребенка характерно резкое смещение приоритетов.
Переход в настоящее время от преимущественно общественных форм воспитания к семейным увеличивает ответственность родителей за становление личности ребенка, за выбор им значимых ценностей, возлагая на них дополнительную нагрузку. ............