Часть полного текста документа: Белорусский государственный университет Факультет управления и социальных технологий Реферат по предмету "История психологии" на тему: Зигмунд Фрэйд - основоположник психоанализа Студента 1 курса группы №171 специальность "Социальная работа" Кардымона Юрия Валентиновича 2001 Минск "Чтобы оценить его полностью, необходимо два условия: свобода от предубеждений и, желание прямо смотреть правде в глаза" Лоуренс Даррен "Придет время, - писал известный швейцарский психиатр Э. Блейлер, - когда будут говорить о психологии до Фрейда и психологии после Фрейда". Действительно, трудно переоценить влияние этого учения на дальнейшее развитие психологии и клинической психиатрии, да и вообще на эволюцию человеческой мысли. Ведь недаром Фрейда ставят в один ряд с Аристотелем, Дарвином, Эйнштейном, называют "зодчим современного понимания человека", "одним из научных новаторов нашей эпохи", а его учение - "коперниковским переворотом", видоизменившим не только науку, но и культуру общества в целом. С самого начала становления как науки, психоанализ имел горячих приверженцев не только в среде психологов и психиатров (Э. Блейлер, А. Адлер. К. Г. Юнг, О. Ранк, Э. Джонс); многие выдающиеся современники: Альберт Эйнштейн (назвавший Фрейда "величайшим учителем"), Томас Манн, Стефан Цвейг, Теодор Драйзер, Густав Маллер, Роберт Уэллс, высоко ценили и уважали Фрейда как ученого и мыслителя, о чем, более чем красноречиво, свидетельствует его переписка. Смелость, неординарность и революционность самого подхода Фрейда к "хрупкой" проблеме человеческой психики снискали ему и его учению много противников, в основном, среди клиницистов (Е. Крепелин, К. Ясперс. В. Майер-Гросс, Г. Г руле и др.). В то же время идеи Фрейда постепенно прокладывали себе путь через многие трудности и противоречия. Второе поколение психоаналитиков (К. Хорни, Э. Фромм. Д. Морено, Г. Маркузе) способствовало дальнейшему развитию фрейдизма, который нес в самом себе стимул для творческих и интеллектуальных исканий в самых широких областях человеческих знаний. В настоящее время, являясь крайне противоречивым учением, со множеством, часто взаимоисключающих ответвлений, психоанализ остается одним из основных психологических и философских концепций современности, и вряд ли какой-либо знающий психолог или психиатр позволит себе оспаривать важность основных предпосылок Фрейда о роли бессознательного в структуре личности. Хотя Фрейду вряд ли принадлежит честь изобретения термина "бессознательное". Английский исследователь Л.Уайт показал, что в период Фрэйда в университете вышло 6 книг на английском, французском и немецком языках, в названии которых стоял термин "бессознательное". "Благодаря этому учению в качестве предмета психологии стала выступать психика во всех своих возможных формах ее проявления, как в сознательной, так и бессознательной, как в сновидениях, так и наяву, как в норме, так и в патологии" (А. Е. Шерозия). Так же трудно переоценить влияние психоанализа на культуру общества в целом. ............ |