КР ВУЗ «Школа-студия при Крымском академическом русском драматическом театре им. М. Горького»
Реферат
по предмету «Музыкальная литература»
на тему: «Жизненный и творческий путь А.И. Хачатуряна»
Выполнила:
студентка 2 курса
Станиславская Н.В.
Проверил:
Король П.А.
г. Симферополь
2010
содержание
Введение
1. Жизненный и творческий путь
2. Анализ сочинений Хачатуряна А.И.
2.1 Концерт для скрипки с оркестром
2.2 «Гаянэ»
Заключение
Введение
Арам Ильич Хачатурян – выдающийся советский композитор. Музыка лучших его произведений полна жизненной энергии, яркого темперамента, оптимизма, красочности. В ней широко использован родной композитору армянский народный мелос, нашли отражение картины армянской народной жизни и кавказской природы. Особенно полно и жизненно правдиво это сказывается в Фортепианном и Скрипичном концертах, в танцах из балета «Гаянэ». Но музыка Хачатуряна не ограничена рамками армянской национальности: теснейшими узами она связана с русской классической и советской музыкой, а также с музыкой других народов СНГ; кроме того, в ней заметно творческое развитие некоторых традиций зарубежной музыки – Грига, Дебюсси, Равеля.
1. Жизненный и творческий путь
Родился Хачатурян в Тбилиси 6 июня 1903 года в семье переплетчика. Сильные музыкальные впечатления он испытал уже в раннем детстве, жадно вслушиваясь в музыку народных песен Грузии, Армении и Азербайджана. Ребёнком он пел любимые песни, играл их по слуху на фортепиано и подбирал к ним аккомпанемент.
Однако к серьезным занятиям музыкой Хачатурян приступил поздно. До 17-летнего возраста он даже не знал нотной грамоты.
Страстная любовь к музыке и прирожденное дарование побудили Хачатуряна стать музыкантом.
В 1921 году, когда ему было 18 лет, он приехал в Москву и год спустя поступил в Музыкальный техникум им. Гнесиных, где обучался вначале игре на виолончели и фортепиано, а затем и композиции под руководством проф. М. Гнесина. Высоко ценя яркое и самобытное дарование своего ученика, Гнесин, как чуткий педагог, бережно и умело направлял его на пути овладения композиторским мастерством на основе родной армянской народно-музыкальной культуры. В года пребывания в техникуме Хачатурян впервые приобщился к сокровищам мировой музыкальной классики и, изучая её, чрезвычайно обогатил и расширил свой музыкальный кругозор.
К этому периоду относятся первые сочинения молодого композитора: «Танец» для скрипки и фортепиано (1926), «Поэма» для фортепиано (1927). В 1929 году Хачатурян поступил в Московскую консерваторию, где обучался композиции у М. Гнесина и Н. Мясковского, а инструментовке – у С. Василенко.
В 1934 году Хачатурян окончил Московскую консерваторию с золотой медалью и остался аспирантом в классе Мясковского, под руководством которого и закончил аспирантуру. За время учения в консерватории композитор написал много сочинений. Некоторые из них сохранились в концертном репертуаре, таковы Токката для фортепиано (1932), Трио для фортепиано, скрипки и кларнета (1932), «Танцевальная сюита»» для симфонического оркестра (1933). Фортепианная токката увлекает своим динамизмом, горячим темпераментом, энергией. ............