Часть полного текста документа:Забытая "Мыслительная машина" профессора А.Н.Щукарева В апреле 1914 года, за четыре месяца до начала Первой мировой войны, профессор Харьковского технологического института Александр Николаевич Щукарев по просьбе Московского Политехнического музея выступил здесь с лекцией "Познание и мышление". Лекция сопровождалась демонстрацией созданной А.Н. Щукаревым "машины логического мышления", способной механически осуществлять простые логические выводы на основе исходных смысловых посылок. Лекция имела большой резонанс. Присутствовавший на ней профессор А.Н. Соков откликнулся статьей с провидческим названием "Мыслительная машина" (журнал "Вокруг света", 1914, N 18), в которой писал: "Если мы имеем арифмометры, складывающие, вычитающие, умножающие миллионные числа поворотом рычага, то, очевидно, время требует иметь логическую машину, способную делать логические выводы и умозаключения одним нажиманием соответствующих клавиш. Это сохранит массу времени, оставив человеку область творчества, гипотез, фантазии, вдохновения - душу жизни." Напомним, что в 1914 году, когда был сделан доклад и опубликована статья, Алану Метисону Тьюрингу, гениальному английскому математику, опубликовавшему в 1950 г. нашумевшую статью "Может ли машина мыслить?", шел второй год! "Машина логического мышления" А.Н. Щукарева представляла собой ящик высотой 40, длиной - 25 и шириной 25 см. В машине имелись 16 штанг, приводимых в движение нажатием кнопок, расположенных на панели ввода исходных данных (смысловых посылок). Кнопки воздействовали на штанги, те - на световое табло, где высвечивался (словами) конечный результат (логические выводы из заданных смысловых посылок). Например, при исходных посылках: серебро есть металл; металлы есть проводники; проводники имеют свободные электроны; свободные электроны под действием электрического поля создают ток. Получаем логические выводы: не серебро, но металл (например, медь) есть проводник, имеет свободные электроны, которые под действием электрического поля создают ток; не серебро, не металл, но проводник (например, уголь), имеет свободные электроны, которые под действием электрического поля создают ток; не серебро, не металл, не проводник (например, сера) не имеет свободных электронов и не проводит электрический ток. А.Н. Щукарев родился в 1864 г. в Москве в семье государственного чиновника. Окончил Московский университет. В 1909 г. защитил докторскую диссертацию; в 1911 г. был приглашен в Харьковский технологический институт на должность профессора химии. Последующие 25 лет его педагогической и творческой деятельности были связаны с этим институтом (впоследствии - Харьковский политехнический). Кроме химии, А.Н. Щукарева интересовали вопросы логики мышления. Приезд в Харьков сыграл большую роль в его жизни. В Харьковском университете тогда работал хорошо известный в России профессор Павел Дмитриевич Хрущев (1849-1909). По специальности он тоже был химиком и также, как Щукарев, увлекся проблемой мышления и методологией науки. Еще в 1897 г. он прочитал для профессорско-преподавательского состава Харьковского университета курс лекций по теории мышления и элементам логики. Вероятно, в это время у него возникла мысль воспроизвести "логическое пианино" - машину, изобретенную в 1870 г. ............ |