Часть полного текста документа:Юмор и стили реакции личности на критическую ситуацию Цветков А.В. Материалы второй научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых МПСИ: тезисы докладов, Ч.3, с.27-29, М., МПСИ, 2004 Выделяют два основных стиля реакции на критическую ситуацию: 1. экстернальный, в т.ч. построение "образа врага", 2. интернальный - переструктурирование собственной личности. При изучении юмора как показателя реакции на критическую ситуацию нами показаны 2 типа эмоциональной реакции: неспецифический (супрессия юмора) и специфический ("черный юмор"). Если "черный юмор" способствует снятию страха перед будущим, "девальвации" ситуации и противостоит созданию "мифов ненависти" ("все арабы - террористы" и др. сверхобобщения), то какое значение для личности имеет супрессия юмора? Данное исследование, как и предшествующее, проводилось на материале сайта Анекдот.ру. Анализ рубрики "Комментарии [к анекдотам и историям]" показал замещение в период, непосредственно следующий за критическим событием, комментариев на связанные с черным юмором. Комментарии к "обычным" анекдотам и историям вообще перестали появляться, что позволило считать комментарии вторичной реакцией на событие, отраженное в "зеркале" анекдотов. Условно всех пользователей сайта можно разделить на 3 группы: авторы, активные посетители (оценивают и комментируют материалы), "потребители". Психологическому исследованию через анализ вербальной продукции (анекдоты, комментарии) и балльных оценок доступны первые две группы, поэтому выявляемые особенности реакции являются яркими, предельными вариантами реакции "среднестатистического" субъекта. Гипотеза: "черный юмор" (анекдоты) и комментарии к ним отличаются качественно и количественно по параметрам предикативности (количество глаголов в тексте, указывает на уровень обобщения суждения, динамику (пластичность/ригидность) мыслительных процессов, развитие временной перспективы) и императивности (одно-/ многовариантное представление о будущем). Данные параметры традиционно применяются при психолингвистическом анализе текстов, например, СМИ (см. Леонтьев А.А., 2003), а также при нейролингвистических исследованиях - больных с афазией и др. расстройствами психической деятельности (Цветкова Л.С., 2002). Задача: исследовать качественные и количественные различия анекдотов и комментариев к ним на сайте Анекдот.ру, присланных в течение недели после критического события (теракты 11.09.2001 в США). Методы: психолингвистический анализ "черного юмора" и комментариев к нему, присланных в течение недели после события - подсчет числа глаголов и количества ругательств (индикатор императивности) /общее число слов, статистическое сравнение числа присланных анекдотов и комментариев. Результаты: 1. предикативность: комментарии 12,6% слов, анекдоты - 11,9%; 2. ругательства (императивность): комментарии 2,15%, анекдоты - 0,3%. Пик по количеству анекдотов - 13.09.01, по комментариям - 15.09, комментарии поляризованы по национальному признаку: "русским, сволочам, должно быть стыдно смеяться" (авторы - в основном, по собственным утверждениям, эмигранты) - "американцы заслужили". В анекдотах ссылки на национальный признак практически отсутствуют, стыд - не отмечены вообще. Выделена четвертая подгруппа пользователей сайта: авторы, участвующие в обсуждении, комментариях. Выводы: 1. ............ |