Часть полного текста документа:Язык чувств Г. Любина, старший преподаватель кафедры методик дошкольного воспитания Брестского государственного педуниверситета Тема нашего разговора - обучение детей речи, но не совсем привычной, а той, которую психологи назвали "языком чувств". Не ищите этого определения в наших традиционных методиках)учебниках, его там нет. Этот термин чаще встречается на страницах медицинской и психологической литературы. Итак, информация для размышления. Врачи заметили, что люди, у которых беден эмоциональный словарь, часто страдают болезнями сердца, нервов, сосудов, гипертонией и т. д. Специалисты доказали, что неумение говорить о своих чувствах - болезнь, и дали ей название алекситимия (а -отрицание, тимос - настроение, лексис - лексика, словарь). Слово это было известно еще древним грекам. Какая же связь между словарем и сердцем или желудком? Оказывается, самая прямая. Эмоциональный разряд формируется в глубинах мозга, требует выхода, но прямой выход, т. е. выплеск, непосредственное проявление эмоций, невозможен. (Представьте, если бы мы выплескивали свои эмоции на окружающих. Да ни друзей, ни семей бы не сохранить.) Эмоция требует "переработки". Один из механизмов такой переработки - словесное оформление, т. е. анализ эмоций с помощью слов, понятий. А если слов нет? Вот мы и хотим, чтоб наши дети не оказались "без языка". И поэтому учим сначала всматриваться, вслушиваться, учим быть внимательными к своим ощущениям, тонко воспринимать всеми рецепторами мир предметов и природы, а потом это чуткое, уже натренированное восприятие естественно обращается и на людей. Восприятие себя и другого человека, восприятие его и своего настроения, желаний, побуждений сначала не является осознанным, т. е. "оречевленнным". А затем с помощью речи, т. е. "языка чувств", происходит осознание малышом своих чувств и эмоций, управление ими. Да и само развитие эмоций связано с речью, как оказалось. Что же мы включаем в понятие "овладение языком чувств"? Во-первых, это овладение особой лексикой, пополнение словаря понятиями, называющими состояния, эмоции, настроение, его оттенки, переживания. Эти слова дают возможность "прояснить", определить желания, цели, ощущения и самоощущение ("сердцу выразить себя", как сказал поэт). Во-вторых, это овладение особыми фразами и особым речевым поведением, помогающим улаживать конфликты, разрешать споры, устанавливать речевые контакты. В-третьих, это освоение большого пласта "волшебных слов", т. е. слов вежливости, отражающих нашу доброжелательность, расположенность к окружающим, воспитанность. В-четвертых, это умение делать комплименты, т. е. составлять и искренне произносить тексты лестных отзывов, приятных и любезных слов: не лицемерить, а искренне заметить достойное похвалы. В-пятых, это умение слушать и слышать, понимать, что стоит за словами, а также читать "язык тела". Мы надеемся, что с помощью "языка чувств" научимся сами и научим ребенка понимать себя и других, заводить друзей, "нейтрализовать" обидчиков и не болеть алекситимией. Основы овладения эмоциональным словарем, отмечают психологи, закладываются в раннем детстве, в 2-3 года. ............ |