Часть полного текста документа: Николай Константинович Рерих до сих пор остается одним из моих самых любимых художников. Очень трудно сказать, что меня привлекло в творчестве Рериха; видимо, это невозможно объяснить, это часть моего сознания мира. Скажу, что с картин Рериха и началось мое знакомство с искусством, когда я впервые пришел в Картинную галерею... ...И вот, спустя много лет, я снова в этом просторном зале, любуюсь тем, что давно не мог видеть, но всегда хранил в своей памяти. Со всех сторон меня окружают живописнейшие картины. Почти на каждой из них изображены горные пейзажи. Куда ни кинешь взгляд - везде высокие вершины, ледники, скалы... Кажется, что каждый из этих шедевров - часть чего-то единого целого... А если бы вправду соединить в одну все картины Рериха, выставленные в нашей галерее? Тогда перед нами предстанет красивая и величественная панорама Гималайских гор, переливающаяся разными красками - от нежно-розовых до строгих сине-черных. А в центре - гора Эверест, подчеркивающая всю величавость и неприступность гор, устроенную самой природой. Здесь надо сказать, что Рерих не изображал горы полностью в реальном свете. В его работах вместе со строгостью очертаний горных пиков, совершенными пропорциями, идеально четким падением света и тенями четко прослеживается нечто такое, что представить реально лишь человеческому разуму и творческому воображению. (Кое-где мы можем даже увидеть, как будто на горе высечены очертания чьего-то лица - не правда ли, очень оригинально?) Можно даже сказать, что есть в этом что-то от космических видов. Недаром Гагарин, смотря во время своего первого полета в космос в иллюминатор, сравнивал увиденное с красками на полотнах Рериха. "Гималаи, Гималаи - это вечная тайна Земли" - очень точно заметила одна неизвестная миру, но талантливая поэтесса. И Рерих был одним из немногих, кто почти открыл эту тайну в своем творчестве. А ведь скольких талантливых людей оно, в свою очередь, вдохновило на создание собственных литературных шедевров! Чтобы понять это, достаточно прочитать стихи Натальи Спириной, председателя рериховского общества: "Скалы, громадные братья! Учите людей молчанью. Торжественность вам знакома, Хранители древних тайн. Века для вас, как минуты, Проходят грядою стройной, События дней минуют Величие ваших стен. А люди, устав от пыли И шума ненужной жизни, Придут к вам узнать молчанье, Заимствовать простоту И ту непоколебимость, Которая вам знакома, Немые древние братья, Хранители вечных тайн!" Эти строки написаны по картине Рериха "Гималаи". Самое интересное здесь то, что у Рериха нам известны двадцать четыре (!) картины с таким названием. И здесь мы видим эту безграничную любовь к горам... Изображал Рерих также и людей - безусловно, на фоне гор. Именно эти картины считаются самыми популярными в творчестве художника и вызывают самые бурные эмоции. Мы подходим к картине "Настасья Микулична". Образ женщины- богатыря на фоне пылающего горного заката - в понимании Рериха не что иное, как дополняющие друг друга вещи - еще один символ величия и неразрывной связи человека и природы. Проходя дальше, мы видим картину "Бэда-проповедник". Ее сюжет подсказало Рериху одноименное стихотворение поэта Полонского. В общих чертах он таков: слепой старик-проповедник Бэда был обманут мальчиком-поводырем, который увел его от места, где собрались люди послушать его проповедь. ............ |