Художественное своеобразие изображения природы и человека в творчестве В.П. Астафьева
Введение
природа гуманизм окружающая среда
Сейчас пришло время говорить об экологическом воспитании каждого человека, об ответственности за сохранение чистоты воды, воздуха и земли. А что оказывает большее влияние не только на отдельного человека, но на социум, чем литература?
Всем людям нужно знать о значении природы в жизни каждой личности, необходимости ее охраны, воспитании личной ответственности за состояние окружающей среды и доказать, что человечество, как живое вещество, неразрывно связано с материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки Земли с ее биосферой”.
Нам не привыкать к потерям, но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу, - после этого терять уже будет нечего.
«Природа – дом родной. А что с другой стороны имеем? А имеем покорение природы. А природа, она покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это - царем-то зваться. Сын он ее, старший сыночек”. И писатели – фантасты предупреждают нас о том, что может случиться с человечеством, если оно не изменит своего отношения к природе: либо на планете произойдёт катастрофа, либо планета станет катастрофой.
Стоит лишь поменять отношение к природе в лучшую сторону, и она поможет в ответ: успокоит нервы звуками, одарит плодами и создаст все условия для безопасной жизни в ее недрах. Окружающая среда не злится, она использует любой шанс начать мирное сосуществование с человеком, в отличие от него самого.
Человек и природа – это, пожалуй, самая актуальная тема нашей современной литературы. Эта проблема стоит перед человечеством уже много лет. Каждый год фабрики и заводы выбрасывают огромное количество отходов, загрязняя воздух, реки, нанося вред окружающей среде. Гибель Аральского моря, реальная угроза Байкалу, образование рукотворных пустынь, вымирание многих видов животных и полное исчезновение уникальных целебных растений – все это следствие безумного, а порой и преступного отношения к природе. – для темы человек и природа.
Каждый писатель в любом своем произведении затрагивает тему природы. Это может быть простое описание места разворачивающихся событий данного произведения или выражение чувств героя, но всегда автор показывает и свою позицию, свое отношение к природе. Обычно здесь бывают две точки зрения: некоторые считают, что человек — создатель и он должен покорить все живое, обитающее на земле; другие, напротив, доказывают, что природа — это храм, каждый человек обязан подчиняться ее законам. Каждый писатель настаивает на своем и зачастую отказывается понять и осмыслить позицию, противоположную своей. Астафьев в своем произведении “Царь-рыба” пытается разобраться в этой проблеме и найти ответ на этот важный для всех вопрос: что есть природа: храм или раба человека?
1. Автор и место темы в его творчестве
Первые шаги Виктора Астафьева в литературе приходятся на конец 40-х начало 50-х годов. Однако ни сборник рассказов «До будущей весны» (1953), ни роман «Тают снега» (1958) еще не предвещали рождения значительного художника. Многое в этих книгах не поднималось выше той беллетристики, что бывает отмечена примелькавшимися тематическими и стилевыми стереотипами и составляет обычно основной массив прозы.
Начал писать Виктор Петрович Астафьев довольно рано. ............