Часть полного текста документа:1. В чем спец-ка фил. взглядов Беркли и Локка? Джон Локк (1632-1704). Обосновал принцип материалистического сенсуализма - происхождение всех знаний из чувственноговосприятия внешнего мира. Главное произведение Локка "Опыт о человеческом разуме" (1609) рассматривает вопрос о методе познания, тесно связанный свопросами теории познания. Локк критикует учение Декарта о врожденных идеях. Он доказывает, что единственным источником всех идей может быть только опыт. Приэтом Локк различает внутренний и внешний опыт. В соответствии с этим он указывает два опытных источника наших идей: ощущение и рефлексия. Идеи ощущениявозникают от воздействия на органы чувств вещей, находящихся вне нас. Идеи рефлексии возникают в нас, когда наш ум рассматривает внутреннее состояние и деятельность нашей души. Посредством идейощущения мы воспринимаем качества вещей. Эти идеи Локк делит на два класса: идеи первичных качеств и идеи вторичных качеств. Локку принадлежит видная роль в создании так называемого метафизического метода. В теории познания Локка важное значениеимеет развитое им в "Опыте о человеческом разуме" учение о языке. с этим учением у Локка связана теория абстракции. Слова - чувственные знаки,необходимые людям для общения. Два вида знания: бесспорное и вероятное (мнение). Учение о государстве: в естественном состоянии человеку принадлежит свобода и собственность, приобретенная посредством труда.Государство возникает там, где свободные люди отказываются от природного права самозащиты, от права наказания насильников и предоставляют это право обществу вцелом. Джордж Беркли (1684-1753). Материалистическая в целом философия Локка исходила из того, что источник ощущений - внешний мир,существующий независимо от сознания. Беркли отбрасывает материалистический исходный пункт учения Локка и объявляет ощущения ("идеи") единственной воспринимаемой человеком реальностью. Материалистическомусенсуализму Локка Беркли противопоставляет идеалистический сенсуализм. Беркли пытается доказать, что наш ум не способен к описанной Локком абстракции. Улюдей не может быть чувственного восприятия материи. Восприятие отдельной вещи представляет собой сумму отдельных ощущений ("идей"). Беркли выступает такжепротив учения о первичных и вторичных качествах материи. По его мнению, все идеи существуют только в душе. Учение это - субъективный идеализм, но своимпризнанием сверхприродной духовной силы - бога - Беркли делает шаг к объективному идеализму. Характерные черты философии Милетской и Элейской школ. Милетская школа. Первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. На первом местездесь стоит вопрос о сущности мира. Основу мира эти философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) видят в определенном материальном принципе. Школа стихийнотяготеет к материализму. Ее представители интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философовпроявляется и "наивная" диалектика. Фалес. Соединял практическую деятельность с глубоким изучением природы. Свои географические, астрономические ифизиологические познания Фалес связал в философское представление о мире, материалистическое в основе, несмотря на явные следы мифологическихпредставлений. Фалес полагал, что все существующее возникло из воды. ............ |