Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное Образовательное Учреждение
«Московский Государственный университет Пищевых Производств»
Реферат по курсу «Философия»
Тема: «ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ В ТРУДАХ В.И. ЛЕНИНА. ИСТОКИ И ПРАКТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА»
Москва 2011.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Основы и происхождение диалектического материализма
2. «Материализм и эмпириокритицизм»
3. «Государство и революция»
4. «Философские тетради»
Заключение
Список литературы
Введение
XIX век открывает новый этап в истории русской философии, характеризующий ее усложнением, появлением ряда философских направлений, связанных как с идеализмом, так и с материализмом. Возрастает роль профессиональной философской мысли, прежде всего за счет развития философского образования в стенах университетов и духовных академий. Происходит расширение философских контактов с Западом, осваиваются новейшие достижения европейского интеллекта (Кант, Шеллинг, Гегель, Конт, Спенсер, Шопенгауэр, Ницше, Маркс).
Важные философские замыслы в XIX в. принадлежали часто не систематизаторам-теоретикам, а членам философских кружков (любомудры, славянофилы и западники), публицистам и литературным критикам (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев, Н.К. Михайловский), религиозным писателям (К.Н. Леонтьев), выдающимся художникам слова (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой), революционным теоретикам (П.Л. Лавров, М.А. Бакунин) и т. д. Именно мыслители такого типа, носители "вольной философии", были инициаторами новых философских идей, развивали и обогащали терминологию, хотя они и не создавали законченных философских систем.
Всех этих мыслителей характеризует то, что они принадлежали к различным "идейным течениям", которые являлись философскими лишь отчасти, так как включали в себя значительный слой нефилософской - богословской, исторической, эстетической, социально-политической, экономической и др. - проблематики. Идеи таких мыслителей, как П.Я. Чаадаев, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев и др., использовались и в XIX, а затем и в XX в. разными идейными течениями, и опять же не только в сугубо философском, но и в культурологическом, богословском и даже геополитическом контексте.
Причина, по которой русская интеллигенция теснее всего была связана с "вольной", а не профессиональной, университетской, философией, заключается в том, что правительство, с одной стороны, и ученые-философы - с другой, по-разному понимали цели распространения философских знаний. В России только поддержка со стороны государства могла обеспечить функционирование системы профессиональной подготовки в области философии.
Университеты и ученые стояли за автономию, за права совета профессоров на руководство ходом академической жизни и свободу академических союзов, обществ и собраний. Напротив, виды правительства в области высшего образования и науки были охранительными в смысле защиты от "революционной заразы" из Европы. Отсюда - правительственные притеснения, ограничения преподавания философии.
Человеком, который на основе существовавших ранее философских представлений и моделей, в первую очередь философии материализма и диалектики, опираясь на опыт Маркса и Энгельса, сумел «увязать» научную философию с практическими, революционными идеями об общественном, политическом и экономическом устройстве, стал Владимир Ильич Ленин. ............