Часть полного текста документа:В.М.Бехтерев - основоположник отечественной медицинской психологии Курсовая работа Выполнила: аспирант кафедры детских болезней с курсом детской хирургии и педиатрии ФПДО Филимонова Т.А. Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова Кафедра педагогики, психологии и ТСО ФПДО Рязань 2005 Среди выдающихся отечественных ученых, организаторов и основоположников науки выделяется Владимир Михайлович Бехтерев. Невропатолог и психиатр, специалист в области морфологии, гистологии, анатомии и физиологии мозга, психолог и педагог, крупный общественный деятель, создатель оригинальной научной школы, организатор и руководитель многих научных и учебных центров, автор более 600 работ и 369 выступлений, опубликованных на русском языке, - вот далеко не полный перечень сторон творческой деятельности этого многогранного ученого. В.М.Бехтерев оставил яркий след в истории отечественной психологии. В.М.Бехтерев родился 20 января 1857 г. в с.Сорали Вятской губернии в семье служащего. Уже в детские и юношеские годы он увлекался естественными науками, проявлял интерес к натуралистическим наблюдениям природных явлений. По его собственным воспоминаниям, предметом особенно тщательного изучения в школьные годы у него стала теория Ч.Дарвина. Знакомство с ней явилось первым серьезным обращением будущего ученого к проблеме развития живой материи, решению которой впоследствии он отдал все свои творческие силы. В то же время он знакомится с трудами передовых представителей отечественной революционно-демократической мысли: Д.И.Писарева, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского и других, что не могло не отразиться на его мировоззрении. Став в 1873 г. (в неполные 17 лет) студентом Петербургской медико-хирургической (впоследствии Военно-медицинской) академии и окунувшись в самую гущу общественно-политической жизни России конца ХIХ века, Бехтерев глубоко прочувствовал остроту социальных противоречий, сам непосредственно включился в студенческое движение. Этот первый опыт активной общественно-политической деятельности оказал, по-видимому, огромное влияние на формирование личности В.М.Бехтерева, определение его жизненной позиции и передовых взглядов на общественные процессы. В атмосфере бурной научной и общественной жизни происходило становление Бехтерева как ученого. Уже в студенческие годы проявились такие его личностные качества, как огромная работоспособность и целеустремленность, любознательность, широта интересов. Бехтерев с увлечением занимается физиологией, теорией глазных болезней и акушерства. К четвертому курсу он принимает окончательное решение о будущей своей профессиональной специализации, остановив выбор на изучении нервных и душевных болезней. Об осознанности и ответственности принятого решения свидетельствует запись в его автобиографии, из которой видно, что эта специальность оценивалась им как наиболее тесно связанная с "общественностью", выходящая на решение глубоких философских проблем и открывающая значительные возможности в познании личности. Непосредственным наставником В.М.Бехтерева в выбранной им профессии стал И.П.Мержеевский, руководитель кафедры и клиники душевных и нервных болезней академии, известный русский ученый психиатр, преемник И.М.Балинского. ............ |