Содержание
Ведение
Глава 1. Понятия "Тревожность" и "Профессиональное самоопределение"
1.1 Психолого-педагогическая характеристика тревожности
1.2 Особенности профессионального самоопределения старшеклассников
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния уровня тревожности на профессиональное самоопределение старшеклассников
2.1 Методы эмпирического исследования уровня тревожности старшеклассников
2.2 Методы эмпирического изучения профессионального самоопределения
2.3 Исследование уровня тревожности старшеклассников
2.4 Исследование профессионального самоопределения старшеклассников
2.5 Изучение влияния уровня тревожности на профессиональное самоопределение старшеклассников
Глава 3. Психокоррекционная работа с учащимися старшего школьного возраста, имеющими высокий уровень тревожности
3.1 Организация психокоррекционной работы со старшеклассниками, имеющими высокий уровень тревожности
3.2 Результаты влияния психокоррекционной работы на уровень тревожности и профессиональное самоопределение старшеклассников
Заключение
Литература
педагогический профессиональный самоопределение тревожность
Введение
Среди многообразных видов социальной деятельности личности особое место занимает профессиональная деятельность. Человек как субъект деятельности большую часть своей жизни посвящает профессиональному виду труда, как главному направлению становления человеческой сущности.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. В период отрочества, на завершающем этапе обучения в школе, вопросы выбора профессии приобретают особую остроту.
Психологи заметили, что обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением тревожности у обучающихся. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Здесь тревога - фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, человека охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, он устраняется от деятельности, либо ставит все на достижение успеха в конкретной ситуации и так изматывается, что "проваливается" в других ситуациях. И все это усиливает страх неудачи, тревожность возрастает, становясь постоянной помехой.
И родителям и педагогам хорошо известно, сколь мучительно протекают годы учебы для тревожных детей. А ведь школьная пора - основная и основополагающая часть детства: это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладевания социальными нормами и правилами. Если же лейтмотивом переживаний школьника оказываются тревога и неуверенность в себе, то и личность формируется тревожная, мнительная.
Профессиональное самоопределение и выбор профессии для такого человека основан на стремлении предохранить себя от неудачи любого вида. Влияние уровня тревожности на профессиональное самоопределение очевидно, так как тревожность влияет на интеллектуальное развитие школьника, не развиваются творческие способности, оригинальность мышления, любознательность. Ведь творческий человек - это человек свободный, рискующий. ............