Содержание.
1. Введение.
2. Детство В. И. Срезневского. Атмосфера в семье.
3. Первые годы работы в Библиотеке Академии наук.
4. В. И. Срезневский как учёный хранитель Рукописного отделения.
5. Поездки Срезневского на север и отчёты о них.
6. Характеристика описаний рукописей Срезневского.
7. Собрание революционных изданий Срезневского.
8. Эвакуация Рукописного отделения Срезневским и его возвращение.
9. Большие перемены в деятельности Срезневского.
Вынужденный выход на пенсию.
10. Последние годы жизни и смерть В. И. Срезневского.
11. Заключение.
Всеволод Измаилович Срезневский
1. Введение.
Всеволод Измаилович Срезневский – крупный учёный в области литературоведения и истории, филолог, палеограф, специалист в области рукописной книги, член-корреспондент Петербургской Академии наук по Отделению русского языка и словесности. С 1892 по 1931 гг. работал в Библиотеке Академии наук.
2. Детство В. И. Срезневского. Атмосфера в семье.
Всеволод Измаилович Срезневский родился 29 мая 1869 г. в Петербурге в семье крупного учёного-филолога Измаила Измаиловича Срезневского. Был последним, восьмым, ребёнком. Как и старшие братья и сестры, он проходил первоначальное обучение в семье под руководством отца. Как самый младший, Всеволод был центром внимания всей семьи. Старшая сестра по поручению и предписаниям отца и сама учила брата и следила за его образованием, присутствовала на его уроках с преподавателями и отдавала отчёт отцу. Мальчик рос в дружной и дружелюбной семье, спаянной авторитетом отца, а затем после его смерти, в 1880 г., - верностью его памяти и делу.
Долгие годы Срезневские вели коллективную работу по завершению одного из крупнейших начинаний отца – словаря древнерусского языка. Рано в это дело включился и младший Срезневский. Труд в семье Срезневских был культом, а образцом для детей был отец. Беспрерывная работа отца над словарём производила особое впечатление своей строгой методичностью. Дети слышали о ней с малых лет. Для семьи Срезневских характерны не только обстановка интеллектуального труда и добрых отношений, но и царивший в ней дух демократизма. По происхождению разночинец (предки Срезневских были государственными крестьянами села Срезнева Рязанской губернии), академик Срезневский стремился воспитать и в детях уважение к трудовому народу.
Склонность Срезневского к гуманитарным наукам была предопределена всем его воспитанием. По окончании Ларинской гимназии в 1886 году он поступает на юридический факультет Петербургского университета.
3. Первые годы работы в Библиотеке Академии наук.
После окончания университета и отбытия воинской службы Срезневский становится служащим Публичной библиотеки. Спустя полтора года, в 1893г., переходит в Библиотеку Академии наук на должность младшего помощника библиотекаря первого отделения. С 5 марта 1894г. по представлению А.А. Куника (директора Библиотеки) Срезневский избирается общим собранием Академии наук на должность старшего помощника библиотекаря первого отделения.
Время поступления Срезневского в академическую Библиотеку совпало с периодом значительного изменения её внутреннего устройства. Развивающаяся русская наука требовала дальнейшей специализации обслуживания читателей, что было возможно при реорганизации всего книжного фонда Библиотеки. ............