Часть полного текста документа:Уральцы как субэтнос С. К. Шардыко (Этносоциальные процессы в Уральском регионе) Город Свердловск, до начала 90-х закрытый для иностранцев, вернув себе историческое имя - Екатеринбург, стал доступен и для гостей из-за некогда железного занавеса: политиков и туристов, бизнесменов, журналистов и разведчиков, часто совмещающих эти профессии в одном и том же лице. Один из них, некий молодой парижанин, выдававший себя за журналиста, а, судя по его вопросам, - профессиональный разведчик, как-то спросил автора: "Почему ваш город настолько отличается от других городов России, что он уже, как бы, и не Россия?" Автору было 28 лет, когда он, выпускник Тюменского госуниверситета, по распределению приехал работать на Урал, и был поражен здесь этой явной особенностью жителей его столицы. Значительная часть уральцев даже на первый взгляд действительно чем-то разительно отличается от жителей остальной России. Свердловчане, сегодня - екатеринбуржцы в большинстве своем доброжелательны и охотно идут на помощь приезжему. Однако своими разъяснениями того, например, куда и каким транспортом можно добраться, они могут окончательно дезориентировать гостя. Желание непременно помочь и уверенность в своем умении разобраться в хитросплетении улиц и переулков, множества остановок с одним и тем же названием нередко критически перетягивают действительное знание родного города и понимание ситуации. Но это лишь, прежде всего, видимая особенность уральцев, подобная той, которую на излете XIX века описал А.М. Горький. Наблюдая глубокие различия в быту, нравах, представлениях жителей крупных городов Поволжья - мещан и интеллигентов-разночинцев, он счел возможным писать о них как о "разных племенах". Эти различия отмечались на протяжении более чем 80 лет, а сегодня от них не осталось и следа. Реальные отличия уральцев столь значительны, что, можно сказать, - они сформировались на самом основном и глубинном, как говорят этнологи - примордиальном уровне. На уровне самой природной формы существования вида Homo Sapiens, локальная внутривидовая эволюция которого, развертывающаяся в формате исторического и ландшафтного факторов, есть этногенез. Можно сказать, что уральцы, особенно, - второго и третьего поколений потеряли национальную идентичность. В большинстве своем они перестали быть русскими, украинцами, белорусами. Они перестали быть и татарами, и башкирами, т.е. "коренными" жителями Урала. Эта утрата, полагаем мы, стала следствием стихийно сложившейся "стратегии" формирования населения Урала из ссыльных. Если в советское время здесь были многочисленные острова "Архипелага ГУЛАГ", а главное - районы постоянного места жительства освободившихся заключенных и ссыльнопоселенцев, то таковым местом Урал был и до революции. Советскому ГУЛАГу здесь предшествовал царский протогулаг, начиная с Анны Иоанновны, а может быть, и с Петра I. Сибирь тоже заселялась ссыльными и переселенцами. Но туда попадали деревнями и патриархальными семьями. Переселенцы не рвали коренные связи с родственным и соседским - общинным окружением. Часто переселенцы были из местностей, охваченных смутой. Так, прадед автора юнцом попал на каторгу за то, что до смерти запорол барина. Он пахал, а проезжавший мимо барин, походя и ожог плетью. ............ |