Введение
Проблема взаимодействия природы и общества приобрела особую остроту на современном этапе, который характеризуется переходом от индустриальной к постиндустриальной фазе развития – в общемировом масштабе. В России же данные процессы усугубились проблемами, связанными со становлением в стране рыночной экономике. Сегодня стало очевидным, что задачи сохранения окружающей среды и экономического развития взаимосвязаны: разрушая и истощая природную среду невозможно обеспечить устойчивое экономическое развитие.
Принципы устойчивости развития включают, прежде всего, широкое применение экономических инструментов управления природопользованием и охраной окружающей средой, которые позволяют создать динамическое равновесие между экономическим ростом и биосферой, обеспечивая их устойчивое и сбалансированное сосуществование.
Одной из самых актуальных тем для экономики нашей страны является проблема рационального и сбалансированного использования природоресурсного потенциала страны.
Уникальный природно-ресурсный потенциал России при его эффективном использовании является одной из важнейших предпосылок устойчивого развития страны, как в настоящее время, так и на длительную перспективу. Россия занимает ведущее место в мире по объему природных ресурсов. Так, доля России в мировых запасах нефти составляет 12–13%, газа -32%, угля -11%, железа – 26%, никеля – 36%, кобальта – 18%, свинца 10%, цинка – 15%. По запасам алмазов, платиноидов, золота, серебра, титана, циркония, редких и редкоземельных металлов Россия входит в первую тройку стран мира. Валовая потенциальная ценность разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых России в конце 90-х годов прошлого века оценивалась почти в 30 трлн. долл. США, а прогнозный потенциал – в 150 трлн. долларов.
При этом большинство экспертов отмечают низкую эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами.
Процессы политического и социально-экономического реформирования, происходящие в Российской Федерации, порождают новые проблемы в области экономики природопользования. Неокрепшие рыночные отношения также создают серьезную угрозу для состояния окружающей природной среды и рационального природопользования. Государство в лице его полномочных органов заинтересовано в том, чтобы природные ресурсы использовались не хищнически, а более или менее равномерно и планомерно.
В этих условиях эффективным фактором улучшения использования природных ресурсов, их сбережения и устранения опасности загрязнения является широкое внедрение системы экономического регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды. В первую очередь это касается введения платы за загрязнение окружающей природной среды, а также создания соответствующих фондов по формированию и использованию средств от взимания платежей. С одной стороны, путем слаженного механизма платежей за природопользование и правильного распределения этих платежей можно существенно повысить уровень доходов бюджета нашей страны, а с другой выделить средства на воспроизводство и охрану окружающей природной среды и таким образом сохранить природно-ресурсный потенциал. ............