Часть полного текста документа:Уильям Конгрив. Так поступают в свете "Так поступают в свете" - последняя из четырех комедий, написанных Уильямом Конгривом, самым знаменитым из плеяды английских драматургов эпохи Реставрации. И хотя несравнимо большую известность (как при жизни автора, так и впоследствии), равно как и значительно больший сценический успех и более богатую сценическую историю, имела другая его пьеса - "Любовь за любовь", написанная пятью годами раньше, именно "Так поступают в свете" представляется наиболее совершенным из всего наследия Конгрива. Не только в её названии, но и в самой пьесе, в её характерах присутствует та общезначимость, та непривязанность ко времени её создания, к конкретным обстоятельствам жизни Лондона конца XVII в. (одного из многочисленных в череде fin de siecle, до удивления схожих во многих существенных приметах, главное - в человеческих проявлениях, им присущих), что и придает этой пьесе характер подлинной классики. Именно эта черта столь естественно вызывает при чтении пьесы Конгрива самые неожиданные (а точнее - имеющие самых неожиданных адресатов) параллели и ассоциации. Пьеса "Так поступают в свете" - это прежде всего "комедия нравов", нравов светского общества, известных Конгриву не понаслышке. Он и сам тоже был вполне светским человеком, l_hотте du monde, более того, одним из наиболее влиятельных членов "Кит-Кзт" клуба, где собирались самые блестящие и самые знаменитые люди того времени: политические деятели, литераторы, философы. Однако отнюдь не они стали героями последней комедии Конгрива (как, впрочем, и трех предыдущих: "Старый холостяк", "Двойная игра" и уже упоминавшаяся "Любовь за любовь"), во всех них Контрив вывел на сцену кавалеров и дам - завсегдатаев светских салонов, щеголей-пустозвонов и злых сплетниц, умеющих в момент сплести интригу, чтобы вволю посмеяться над чьим-то искренним чувством или обесчестить в глазах "света" тех, чей успех, или талант, иди красота выделяются из общей массы, становясь предметом зависти и ревности. Все это разовьет ровно семьдесят семь лет спустя Ричард Шеридан в классической уже ныне "Школе злословия", а еще двумя столетиями позже - Оскар Уайльд в своих "аморальных моралите": "Веер леди Уиндермир", "Идеальный муж" и других. Да и "русская версия" при всей своей "русской специфике" - бессмертное "Горе от ума" - неожиданно окажется "обязанной" Конгриву. Впрочем - Конгриву ли? Просто все дело в том, что "так поступают в свете", и этим все сказано. Поступают - вне зависимости от времени и места действия, от развития конкретного сюжета. "Ты светом осужден? Но что такое свет? / Толпа людей, то злых, то благосклонных, / Собрание похвал незаслуженных / И стольких же насмешливых клевет", - писал семнадцатилетний Лермонтов в стихотворении памяти отца. И характеристика, которую дает в "Маскараде", написанном тем же Лермонтовым четырьмя годами позже, князю Звездичу баронесса Штраль: "Ты! бесхарактерный, безнравственный, безбожный, / Самолюбивый, злой, но слабый человек; / В тебе одном весь отразился век, / Век нынешний, блестящий, но ничтожный", и вся интрига, сплетенная вокруг Арбенина и Нины, "невинная шутка", оборачивающаяся трагедией, - все это тоже вполне подходит под формулу "так поступают в свете". И оклеветанный Чацкий - что, как не жертва "света" ? И недаром, приняв достаточно благосклонно первую из появившихся на сцене комедий Конгрива, отношение к последующим, по мере их появления, становилось все более неприязненным, критика - все более язвительной. ............ |