Часть полного текста документа: МОСКОВСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК Факультет социального менеджмента и социальной работы Отделение практической психологии Эссе по курсу "Общая психология" Тема: "Творческое мышление" Код SW013 Слушатель: Комарова Наталья Валерьевна Преподаватель: к.психол.н. Моргунов Е.Б. Дата регистрации . .2001 Оценка Москва 2001/2002 учебный год Оглавление Введение 3 1. Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества 3 1.1 Зарубежные исследования 3 1.2 Отечественные исследования 7 2. Отличительные особенности творческой личности 8 3. Методы стимулирования проявления творческих способностей 13 Заключение 15 Список использованных источников 16 ... выражение творческой мощи, свободной творческой энергии - высшая функция человека. Мэтью Арнолд Введение Творческое мышление - один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом. Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи и специалисты по кибернетике. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются. В настоящей работе приводится обзор различных концепций и подходов к изучению творческого мышления, рассматриваются отличительные особенности креативной личности, а также анализируются факторы, влияющие на проявление творческих способностей. 1. Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества 1.1 Зарубежные исследования С давних времен умы ученых и философов занимает вопрос: "Как возможно творческое мышление?". Этой проблемой занимались еще античные философы (Гераклит, Демокрит, Платон), выдвигая весьма прогрессивные для того времени идеи. Интересна, например, идея Платона, в чем-то предвосхитившая идею З.Фрейда, изложенная в учении об эросе [7]. Платон представляет, что божественное творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания. Аналогично этому и человеческое творчество есть только момент в достижении высшего, доступного человеку "умного" созерцания. Стремление к этому высшему состоянию, род одержимости и есть "Эрос", который предстает и как эротическая одержимость тела, стремление к рождению, и как эротическая одержимость души стремление к художественному творчеству, и, наконец, как одержимость духа - страстная тяга к чистому созерцанию прекрасного. Существенное влияние на дальнейшие исследования творческого мышления в психологии оказали идеи Аристотеля [7], которые легли в основу ассоциативной психологии. Ассоцианистский подход получил широкое распространение в XVII - XVIII веках. Он объяснял все умственные (когнитивные) процессы в терминах двух основных компонент: - идей (или элементов) и - ассоциаций (или связей) между ними. Отличительной чертой являлось признание ассоциации в качестве основной структурной единицы психического, ассоциация использовалась и как объяснительный принцип. ............ |