Часть полного текста документа:Тренинги и личностный рост Козлов Николай Иванович , основатель тренинг-центра "Синтон", психолог Продать рыбу или удочку для ловли рыбы? Часто противопоставляют тренинги навыковые и тренинги личностного роста. Это не совсем правильно. Тренинги личностного роста - тоже навыковые, только вырабатывают они навыки не узко конкретные, а универсальные, работающие в широком диапазоне. Рисовать карандашом палочки слева направо - навык. Водить машину, пользоваться ложкой, разговаривать на русском или английском, подавать даме руку - это конкретные социальные навыки. Но навык "включать голову" и принимать собственные решения, навык позитивного отношения к жизни, навык конструктивного отношения к жизни, так же как навык ответственности и дисциплины - это тоже навыки, а не просто личностные черты. Это то, что вырабатывается в формате стандартной наработки навыков. В обучении и формировании навыков всегда есть эти два полюса. Один - обучение максимально конкретным и внешне выраженным навыкам, другой - навыкам универсальной сферы действия, навыкам "внутренним": интеллектуальным и эмоциональным. Первые - дешевле, понятнее, быстрее дают непосредственный выход, но сильно ограничены конкретными обстоятельствами. Чуть изменилась ситуация - все, конкретный навык, заточенный под предельно конкретную ситуацию, уже не работает. Вторые - дороже, труднее продаваемые (поскольку нередко выходят за рамки непосредственного запроса), не всегда дающие непосредственный выход, но когда начинают работать, работают широко, долго и далеко - перспективны. Выработкой навыков универсального действия, адаптирующих человека к широкому кругу ситуаций, дающих богатую жизненную перспективу - и занимаются тренинги личностного роста. Если ты голодному дал рыбу, ты накормил его на один день. Если ты дал ему удочку и научил удить - ты накормил его на всю жизнь. Однако не всегда будут написаны радость и понимание на лице голодного, который видит в твоих руках рыбу, а ты вместо рыбы суешь ему удочку и говоришь: "Пойдем учиться!" Также и тренинги личностного роста, решающие не ситуативные задачи, а обучающие навыкам, предупреждающим проблемы и дающим рост на перспективу, не всегда вызывают восторг у недоверчивой публики, ориентированной на результат здесь, сразу и сейчас. Да, еще чтобы и подешевле. Это основной вопрос любого практического психолога, любого практикующего тренера: обучить человека выполнению конкретного дела, конкретной операции - или обучить тому, что будет затачивать и совершенствовать этот навык, расширять сферу его действия, что поможет в будущем формировать подобный навык уже самостоятельно? В реальности хорошие тренеры дают и то, и другое "в одном флаконе", а конкретная дозировка - дело совести и искусства конкретного тренера Предположим, я продавец в элитном магазине, продавец неплохой, но хочу двигаться вперед: мне нужны перспективы. Соображаю: мне нужно быть шустрым, а я не умею делать раскладку товара, не умею делать яркую рекламу, медленно читаю, плохо держусь на публике и часто конфликтую. Если на тренинге меня научили раскладывать товар на витрине, дали удачные образцы яркой рекламы, обучили быстрому чтению, отдрессировали поведению на публике и обучили бесконфликтным фразам в типовых конфликтах - я продвинулся. ............ |