Часть полного текста документа:Новосибирский государственный педагогический университет Художественно-графический факультет Р Е Ф Е Р А Т Тема: "Темперамент и личность" Работу выполнил: Гольцова Н.В., курс 1 Работу проверил: Потапов А.С. С о д е р ж а н и е стр. Введение ..................................................................... 3 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ...................................................... 4 1. Из истории учения о темпераменте .................................. 4 2. Понятие темперамента .................................................. 12 3. Типология темпераментов .............................................. 17 3.1. Понятие о типе темперамента ....................................... 17 3.2. Свойства темперамента, определяющие психологическую характеристику типов темпераментов ............................. 18 3.3.Типы темперамента...................................................... 18 4. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности .......... 25 5. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности ............. 26 6. Темперамент и личность ................................................. 27 Заключение ...................................................................... 29 Список использованных источников ....................................... 30 Введение Проблема, о которой пойдет речь, занимает человечество уже более 25 столетий. Она называется красивым и звучным словом - темперамент. Люди начинаются знакомиться с понятием "темперамент" очень рано. Еще в детстве мы замечаем, что одни из нас более подвижные, веселые настойчивые, а другие медлительные застенчивые, неторопливые в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент. Известный психолог Мерлин писал: "Представьте себе две реки - одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй - полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены... Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей". Наблюдения показали, что все люди различны не только по внешности, но и по поведению, движениям. Например, если последить за поведением учеников на уроке, то можно сразу заметить разницу в поведении, движениях каждого. У одних неторопливые правильные движения, заметное спокойствие во взгляде, а у других резкие движения, суета в глазах, но большинство из них показывают похожие результаты в развитии. Чем же объясняется такая разница в поведении? Прежде всего темпераментом, который проявляется в любом виде деятельности (игровая, трудовая, учебная, творческая), в походке, жестах, во всем поведении. Индивидуальные психологические особенности личности человека, его темперамент придают своеобразную окраску всей деятельности и поведению. Темперамент легко определить по скорости движений человека, по темпу его речи, по умению быстро и легко включаться в работу, по отзывчивости на чувства других людей, по умению увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость и страстность, по суетливости, по желанию общаться с товарищами, по быстроте смены настроений, по смелости и даже по выражению лица и тембру голоса. Приведенные выше примеры подводят к пониманию того, что темперамент является динамической характеристикой человека и что от темперамента зависят психический темп и ритм, быстрота возникновения чувств, их длительность и устойчивость, смекалистость, направленность на определенные контакты с предметами и людьми, на интерес человека к себе или другим [2]. Темперамент относится к числу таких психологических понятий, о которых "все знают". ............ |