Содержание
Введение 3
1.Отказ: психологические препятствия и пути их преодоления 4
2.Тактические приёмы, эффективные при отказе 7
3. Манипуляция: понятие, формы, способы защиты 10
Заключение 17
Список литературы 19
Введение
Современный мир – мир постоянной неизбежной конкуренции в условиях жёсткой ограниченности материальных ресурсов. Человек в таком мире вынужден каждый день попадать в некомфортные ситуации, связанные с отстаиванием своих интересов: с отказами и с принятием отказов от других людей.
Человек сталкивается с ситуацией отказа при отклонении просьб личностного или делового характера. Любая такая ситуация несёт в себе источник стресса и дополнительных переживаний. Кроме того, просьба или требование может носить манипулятивный характер, что является вдвойне опасным, так как манипуляцию не всегда можно воспринять на сознательном уровне и предпринять действия по нейтрализации негативного влияния.
В связи с этим целесообразно рассмотреть те психологические приёмы, которые следует применять в ситуации отказа, а также техники психологического самосовершенствования, которые сделают данную ситуацию более комфортной как для человека, принимающего отказ, так и для отказывающего.
Таким образом, целью работы является чёткое формулирование психологических техник в стратегии отказа.
Задачами работы являются:
ü определение понятия отказа;
ü определение причин психологического дискомфорта в ситуации отказа
ü формулирование конкретных стратегий поведения в ситуации отказа;
ü изучение психотехник, уменьшающих состояние психологического дискомфорта в ситуации отказа;
ü манипуляция, её определение и способы отказа в ситуации манипулирования.
1. Отказ: психологические препятствия и пути их преодоления
В психологии отказ — это факт (индикатор), свидетельствующий, что какое-то влечение не может быть удовлетворено (=> запрет; лишение).
Отказ - по Фрейду - защитный механизм, заключающийся в бессознательном игнорировании событий во внешнем и внутреннем мире.
Нежелание дать отказ может быть обусловлено многими причинами: боязнь прослыть неотзывчивым, страх обидеть человека, потерять его доверие и т.п.
Когда человек погружается в какое-либо переживание, его подсознание вынуждено направлять часть своей энергии на решение этой внутренней проблемы. В результате, если личность попадает в стрессовую ситуацию, мыслительная и эмоциональная энергия будет постоянно расходоваться на переживания, а не на решение конструктивных задач и жизненно важных вопросов. Таким образом, дискомфортные чувства в результате отказа – неконструктивны.
Как известно, характер человека закладывается в детстве. В результате воспитания можно развить у ребёнка практически любые психологические качества и реакции, как позитивные, так и негативные. К сожалению, не все родители обладают достаточными психологическими знаниями для воспитания ребёнка.. Зачастую, помощь – единственное, за что дети получают поощрение. К сожалению, детям еще трудно понять разницу между жаждой услужить и помочь. ............