Часть полного текста документа:Структура архаического поединка в русских былинах и западноевропейском эпосе Три наиболее известных поединка русских богатырей (Илья Муромец и Соловей-Разбойник, Добрыня и Змей, Алеша и Тугарин) примечательны общей структурой боя: чудовище находится над богатырем (Соловей сидит на дереве, Змей и Тугарин парят в небе), герой поражает его с расстояния (Илья пускает стрелу, Добрыня кидает шапку с песком, Алеша произносит заклинание), однако чудовище остается живым и победа является неполной. Затем (но не обязательно сразу) следует второй бой, который, в отличие от первого, является контактным - богатырь мечом отрубает чудовищу голову. В былинах об Илье и Добрыне есть и третий бой - истребление богатырем "змеенышей", причем в былине об Илье он стоит между первым и вторым боями. Итак, структура архаического поединка имеет следующий вид: I этап - герой поражает чудовище с расстояния, чем достигает неполной победы; II этап - герой, сойдясь в контактном бою, убивает чудовище; III этап (факультативный) - герой истребляет "змеенышей". Такая структура боя является сюжетообразующей. Б.Н. Путиловым показано, как былина о Добрыне и Змее возникла из объединения двух сказаний - о бое со Змеем-хозяином вод и со Змеем-похитителем женщин [Путилов Б.Н. Русский и южнославянский героический эпос. М., 1971, с. 45], это объединение оказалось возможным потому, что двух- (трех-)этапный бой хорошо известен русскому эпосу. Известен такой бой и западноевропейскому эпосу, однако занимает в нем периферийное место. Так, ничего похожего на архаический поединок мы не встретим ни в Старшей Эдде, ни в "Песни о Сиде", ни в "Песни о Нибелунгах". В "Песни о Роланде" лишь один поединок - Карла и Балигана - напоминает искомую схему, но в сильно трансформированном виде [строфы 257 - 261]. Однако в прозаической "Чудеснейшей истории о роговом Зигфриде" такой бой есть, и он является первым подвигом героя: Зигфрид, встретив в лесу дракона, кидает в него дерево, затем поджигает лес вместе с драконом и его змеенышами и, намазав себя их салом, обретает роговую оболочку [Песнь о Нибелунгах, Л., 1972, с. 279]. Много подобных примеров мы находим в ирландском эпосе. Таков первый бой Кухулина - поединок с чудовищным псом: сначала герой метнул в зверя серебряный шар, затем, ухватившись за его лапы руками, разорвал в клочья [Похищение Быка из Куальнге. М., 1985, с. 156]. Таков и важнейший из поединков ирландских богов - бой Луга с Балором: метнув камень из пращи, Луг выбивает Балору его смертоносный глаз, а затем отсекает голову [там же, с. 375, 493], эта победа предрешает гибель воинства Балора, что можно сравнить с третьим этапом. Однако в ряду бесчисленных поединков "Похищения" лишь один имеет искомую структуру - бой Илиаха, героя, обладающего ярко выраженными архаическими чертами: Илиах кидает в своих врагов огромные валуны, а когда его силы иссякают, он просит своего товарища Дохе отрубить ему голову, что тот и делает [там же, 284 - 286]. Интересный вид приобретает искомая схема в поединке Кухулина с Фср Диадом: от боя к бою герои сходятся все теснее, пока, наконец, со второго удара Кухулин поражает друга своим копьем га булга [там же, с. 251 - 262] - здесь мы видим явную трансформацию архаического поединка. В античном эпосе бой подобной структуры - это самый главный бой в жизни героя: поединок Патрокла и Гектора, Гектора и Ахилла, Энея и Турна. ............ |